Запуск пяти трансграничных хабов позволит увеличить экспорт несырьевых товаров на 30%

Запуск пяти трансграничных хабов позволит увеличить экспорт несырьевых товаров на 30%
Фото: Правительство РК

В рамках исполнения поручений Президента по становлению Казахстана ключевым транспортно-логистическим узлом в стране реализуются пять крупных трансграничных хабов. Об этом на заседании Правительства сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает Elordainfo.kz.

Он доложил, что на сегодняшний день по всем направлениям определены управляющие компании и ведется активное строительство инфраструктуры.

В частности, на границе с Узбекистаном создается Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия», который позволит довести товарооборот между странами до $10 млрд. На востоке страны развивается Хоргосский узел, включающий СЭЗ «МЦПС «Хоргос» и «Хоргос – Восточные ворота». Здесь для повышения пропускной способности с Китаем строятся международный аэропорт SkyHansa и новые логистические комплексы.

Параллельно, по информации Армана Шаккалиева, также ведется работа по развитию Каспийского узла, где в портах Актау и Курык возводятся контейнерный хаб и многофункциональный терминал «Саржа». На западных рубежах, в ЗКО, действует Центр трансграничной торговли «Евразия», ориентированный на экспорт в Россию, а в Жамбылской области на маршруте «Западная Европа – Западный Китай» создается Индустриальный торгово-логистический комплекс. Он обеспечит обработку и распределение товарных потоков на границе с Кыргызстаном.

«Мы приступаем к активной фазе реализации инвестпроектов. На данном этапе акцент будет сделан на практическом запуске проектов, расширении логистических возможностей и привлечении бизнеса к новым форматам кооперации. Запуск данных хабов позволит значительно ускорить торговые процессы с приграничными государствами, повысить объем несырьевого экспорта на 30% и обеспечить эффективные логистические условия для казахстанских компаний», — подчеркнул министр.

Также министр транспорта РК Нурлан Сауранбаев на заседании Правительства доложил об обеспеченности трансграничных хабов транспортной инфраструктурой.

Он отметил, что на сегодняшний день все трансграничные хабы обеспечены транспортной инфраструктурой.

В частности, по международному центру промышленной кооперации «Центральная Азия» продолжается строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которая будет завершена в 2026 г. Проект соединяет Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью мощностью 20 млн тонн в год.

Комитетом государственных доходов в текущем году завершены работы по модернизации автомобильного пункта пропуска «Атамекен». Завершены работы по среднему ремонту подъездной автомобильной дороги к пункту пропуска.

Центр трансграничной торговли Евразия подводится к железнодорожной сети через станцию Пойма, которая в следующем году введется в эксплуатацию.

Ведется реконструкция автомобильной дороги «Подстепное-Федоровка», общей протяженностью 144 км. Из них 72 км будут завершены за счет республиканского бюджета в текущем году, остальные 72 км в 2026 г.

В 2026 г. планируется начать работы по модернизации автомобильного пункта пропуска Таскала с завершением в 2027 г.

В направлении Хоргоса проводится модернизация железнодорожного участка «Алтынколь – Жетыген». Проект позволит увеличить пропускную способность участка до 25 млн тонн. Работы будут полностью завершены в 2026 г.

Также проходит средний ремонт объездной дороги автомобильного пункта пропуска «Нур жолы», который завершится до конца года.

В рамках Каспийского узла полным ходом идет работа по модернизации морских портов Актау и Курык.

До конца года будет завершено строительство 1-ой очереди контейнерного хаба в порту Актау совместно с китайской компанией Ляньюньган. В целом при реализации проекта мощности контейнерного хаба будут доведены до 200 тыс. ДФЭ в год. Также в порту Актау реализуются проекты по дноуглублению акватории порта, модернизации причалов.

«В порту Курык реализуется проект строительства многофункционального терминала «Саржа». Для увеличения контейнерных перевозок через Каспийское море до 2027 г. планируется закупить в Азербайджане два судна вместимостью 700 контейнеров. Также ведется работа по увеличению пропускной способности железнодорожной линии, идущей к портам. Реализация указанных проектов позволит увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн», — добавил Нурлан Сауранбаев.

Кроме того, по данным ведомства, проводится капитальный и средний ремонт автомобильных дорог, соединяющих город Жанаозен с Туркменистаном. Срок окончания – 2026 год.

Международный транспортно-логистический комплекс (Жамбылская область, на границе с Кыргызстаном) расположен вдоль коридора «Западная Европа – Западный Китай». Ведется средний ремонт автомобильной дороги Карасу-Масанчи-Сарытобе, который будет завершен в 2026 г.

Модернизация автомобильного пункта пропуска Карасу – Актилек начнется в следующем году. В ходе данного проекта прорабатывается вопрос строительства еще одного моста через реку Шу за счет средств инвестора.

Как доложил на заседании Правительства вице-министр промышленности и строительства Иран Шархан, инженерная и территориальная база для развития пяти трансграничных хабов в Казахстане полностью подготовлена. Ключевые площадки расширены, сроки функционирования специальных экономических зон продлены, а подведение базовых коммуникаций к ряду объектов планируется уже к концу текущего года.

По его словам, фундаментом для новых логистических узлов выступают 4 специальные экономические зоны «Хоргос – Восточные ворота», «МЦПС «Хоргос», «Морпорт Актау», TURAN и 2 индустриальные зоны «Евразия» и ИТЛК.

Он подчеркнул, что государство создало «мягкий климат» для прихода бизнеса: готовая инфраструктура и фискальные стимулы существенно снижают порог входа в проекты.

«Благоприятные условия на этих территориях, включая готовые земельные участки с инженерной инфраструктурой и налогово-таможенные льготы в СЭЗ, снижают расходы инвесторов, ускоряют запуск производств и способствуют развитию трансграничных хабов с интеграцией Казахстана в международные производственно-логистические цепочки», – подчеркнул вице-министр.