Казахстан не терял нефть из-за инцидента на терминале КТК – Минэнерго
Министерство энергетики Казахстана назвало информацию в СМИ о «потере» Казахстаном 4 млн тонн нефти из-за инцидента на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) ошибочной и основанной на неверном понимании технических показателей, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«72 млн тонн – это проектная пропускная способность казахстанского участка нефтепровода КТК, то есть технический предел системы. При этом план транспортировки через КТК на 2025 год изначально составлял 57 млн тонн, а прогнозные данные с учетом факта 11 месяцев составляют около 68 млн тонн или 119,3% к плану. Эта цифра была сформирована исходя из производственных планов добывающих компаний. Таким образом, разница в 4 млн тонн представляет собой свободную мощность трубопровода, а не выпавшие объемы добычи или экспорта. Инцидент на морском терминале не оказал критического влияния на достижение годовых плановых индикаторов», – разъяснило Минэнерго.
Что касается фактического влияния инцидента на производственные процессы, то временная корректировка добычи составила около 480 тысяч тонн.
«Это технологически необходимая мера, связанная с заполнением резервуарных парков в период ремонта. Данный объем не является безвозвратной потерей и будет восполнен в последующие периоды за счет интенсификации отгрузки после выхода терминала на штатный режим работы.
Оценки влияния данных корректировок на бюджет страны на текущем этапе являются преждевременными, так как нефть остается в активе компаний и будет реализована при восстановлении логистики», – обозначили в МЭ.
Сейчас нефть на терминале продолжают отгружать через действующее выносное причальное устройство 1 (ВПУ). Ориентировочно замену шлангов на ВПУ-3 завершат 15 декабря.
Министерство совместно с крупными операторами своевременно приняло меры по диверсификации маршрутов.
«Следует отметить, что полноценной замены КТК, обеспечивающего основной экспортный поток, у Казахстана нет, однако задействованы все дополнительные каналы. В частности, часть объемов, включая нефть с месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в Китай через нефтепровод Атасу – Алашанькоу. Это использование действующего, легитимного маршрута, обусловленное технической необходимостью и коммерческими договоренностями акционеров. Также увеличены объемы транспортировки через систему Атырау – Самара, задействованы мощности железнодорожного транспорта. Казахстанская нефть через порты Новороссийск и Усть-Луга принимается и транспортируется в штатном режиме, без ограничений», – отметили в ведомстве.
Здесь добавили, что операционной деятельности участников крупных проектов (ТШО, НКОК, КПО) ничего не угрожает, работа ведется в рамках действующих соглашений, переговоры по смене собственников или выкупу долей не ведутся.
Угрозы срыва экспортных контрактов нет.
Напомним, 29 ноября 2025 года в ходе атаки безэкипажных плавсредств на объекты морской инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума в районе порта города Новороссийска серьезные повреждения получило ВПУ-2.