Социум

Аким столицы посетил кабинет поддержки инклюзии для детей с аутизмом

Как сообщили в пресс-службе Корпоративного фонда «Болашақ», кабинет поддержки инклюзии в ясли-саду №89 «Қыз Жібек» стал одним из двух пилотных кабинетов, открытых фондом совместно с Управлением образования столицы в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» в детских садах Астаны еще осенью 2020 года. Второй кабинет был открыт в ясли-саду №34 «Ақ бидай». В целом, с 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в школах и детских садах в 22 городах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 700 детей с аутизмом и другими особенностями развития.

e3dee0ec-9524-4357-8087-3df252d036e4.jpg

В кабинете поддержки инклюзии детского сада «Қыз Жібек» получают поддержку 5 детей в возрасте от 4 до 6 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. В кабинете осуществляется социализация детей с особыми образовательными потребностями, формирование речевых, коммуникативных и бытовых навыков. Основное время дети проводят в обычных группах вместе со сверстниками и несколько часов в день они занимаются в кабинете поддержки инклюзии с педагогами-ассистентами. В команде кабинета 8 человек – учитель, 5 воспитателей, дефектолог и логопед.

0fbf72cc-b69f-4bf3-8f9e-0282b3ab1a4b.jpg

Воспитатели, педагоги и родители отмечают, что за время посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, пятилетняя Самира с диагнозом ЗПРР с аутистическими чертами до посещения садика не умела говорить, девочка не шла на контакт с воспитателями, сторонилась детей, плакала. Сейчас она хорошо понимает речь воспитателя, спокойно идет на контакт с детьми, научилась выражать просьбы. Шестилетний Нурсултан с синдромом Аспергера ранее не отвечал на вопросы воспитателей, не играл с детьми. Сейчас он охотно свободно ведет диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, активно участвует во всех мероприятиях. 

4b33e198-84e3-4e6c-97aa-3e5d02cbc610.jpg

Гости наглядно ознакомились с работой кабинета поддержки инклюзии и обсудили проблемные вопросы развития инклюзивного образования в Казахстане. Председатель Попечительского Совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан отметила, что при активном сотрудничестве государства и общественных организаций эти вопросы можно решить уже сегодня.

«Сейчас особенно актуально обеспечить уход от формального инклюзивного образования и повысить квалификацию специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, создать условия для развития качественной системы инклюзивного образования, в том числе, посредством открытия кабинетов поддержки инклюзии, где дети с аутизмом и другими ментальными нарушениями смогут получать по-настоящему эффективное и качественное обучение. Также важно создать условия для методического сопровождения кабинетов поддержки инклюзии поведенческими аналитиками, прошедшими международную сертификацию на знание поведенческого анализа и его методик», - сказала она.

По словам Динары Гаплан, согласно исследованию фонда, 60% специалистов отметили, что не обладают необходимыми знаниями и навыками по работе с особенными детьми. 

«Важно обучать ABA-терапии психологов, логопедов, дефектологов, педагогов-ассистентов, методистов, которые работают в специальных и общих организациях образования, а также организациях здравоохранения и социальной защиты. Основываясь на 8-летнем системном опыте развития инклюзивного образования на примере нашего проекта, мы готовы предложить пути решения этих задач. В настоящее время фонд обучает специалистов основам АВА терапии, мы уже обучили более 3 000 специалистов как из Казахстана, так из стран Центральной Азии. Также мы готовы оказывать экспертную поддержку в открытии кабинетов поддержки инклюзии. Поведенческие аналитики, которых мы обучили на средства фонда, готовы оказывать методическое сопровождение кабинетов по всей стране», - добавила она.

82817fa7-129d-4e1f-b11c-50e9f11ea56c.jpg

Для детей участие в проекте бесплатное. Он реализуется при поддержке партии Amanat в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек».