«Необходимо правильно использовать религиозную терминологию» - Олег Синяков
В религиоведческой литературе под термином «секта» понимается объединение или группа людей, которая отделилась от основного религиозного учения или, в более широкой трактовке, создавшая свое учение или практику, отличные от господствующей религии или идеологии. Соответственно, употребление данного понятия в экспертном сообществе допустимо к организациям, которые представляют совершенно новые, не типичные или иначе интерпретированные религиозные взгляды. По большому счету большинство современных религий, в том числе и мировые в свое время были сектами. Несмотря на отсутствие негативного смысла в данном понятии слово «секта» в обыденном сознании воспринимается исключительно в отрицательной тональности. Во многом это является следствие советской политики в конфессиональной сфере, особенно хрущевской антирелигиозной кампании, в ходе которой идеологическая машина СССР культивировала в сознании советских людей негативное отношении к любой религии. Именно в ту эпоху в СМИ, особенно в газетах и на телевидении и радио в широкий обиход вошли термины «сектантство» и «поповщина». Следует отметить, что при разъяснении межконфессиональной тематики негативная тональность при объяснении понятия «секта» имеет место.
Согласно последним рекомендациям КДР МИОР РК в информационно-разъяснительной работе необходимо отказаться от употребления слова «секта». Если же есть потребность в употреблении данного понятия, то его нужно использовать исключительно исходя из объективности научного смысла данного термина, исключая субъективное мнение.
Понятие «традиционная» конфессия также достаточно сложен. Данное понятие применимо исключительно к конкретному обществу. Т.е. конфессия которая является традиционной для одного общества может являться нетрадиционной для другого. К примеру баптизм для нашего общества является нетрадиционной конфессией, а для американского общества традиционной. Пятидесятничекие церкви традиционны в Корее и нетрадиционны для нашего общества. Таким образом, целесообразно под традиционными конфессиями понимать религиозную идеологию, которая имеет общественное признание как религия в конкретном обществе. Измерителем этого признания в конкретном обществе выступает количество приверженцев данной конфессии. Т.е. фактически традиционными конфессиями для нашего общества являются наиболее крупные по численности приверженцев конфессии. К таковым бесспорно в нашем обществе относятся ислам и православное христианство.
Соответственно, нетрадиционное религиозное учение (течение) - это религиозная идеология, которая зародилась или привнеслась в общество «из вне» сравнительно недавно и ещё не получившая общественного признания в качестве религии. В основном это малочисленные конфессии. В Казахстане к таковым можно отнести конфессии: новоапостольская церковь, пресвитерианская церковь, лютеранство, пятидесятничсекие церкви, свидетели Иеговы и многие другие. Фактически из 18 официально представленных в Казахстане конфессий 2 (ислам и православие) являются традиционными, остальные 16 нетрадиционными.
Думаю, в данном контексте будет уместным сказать, что нетрадиционные конфессии в Казахстане, которые имеют юридическую оформленность, являются полноправными объектами отечественного законодательства в религиозной сфере и абсолютно паритетны перед законом с традиционными конфессиями. Следовательно, никакой негативной тональности при разъяснительной работе быть не должно. Все 18 конфессий в Казахстане абсолютно равны перед законом. Что касается таких понятий как «салафизм», «такфиризм», «джихадизм», «коранизм», «сатанизм» и др., то в данном контексте, в силу отсутствия их юридической представленности в нашей стране, к данным религиозным учениям также применительно употребление понятия «нетрадиционные» религиозные учения, но ни в коем случае ни конфессии.
Согласно рекомендация Комитета по делам религий в информационно-разъяснительной работе также необходимо отказаться от понятия «нетрадиционное» религиозное объединение (учение). В сложившейся современной общественной морали слово «нетрадиционное» у многих людей ассоциируется с имеющими место быть негативными явлениями в общественной жизни. Именно поэтому «нетрадиционное» в общественном сознании воспринимается как нечто «плохое», «отрицательное», «чуждое». Однако, Конституция РК провозгласила свободу вероисповедания и равенство граждан нашей страны в независимости от вероисповедания. Поэтому для представителей нетрадиционных конфессий упоминание о их вере как «нетрадиционной» вызывает гамму негативных эмоций и ассоциаций. Исходя из моральных, этических соображений, а также планомерно реализуемой политики государства по формированию толерантности в нашем казахстанском обществе целесообразным считаем исключить употребление понятия «нетрадиционное» применительно к религии и заменить его на понятие «новое». Т.е. говорить о нетрадиционных конфессиях, называя при этом их «новыми» религиозными конфессиями, организациями, учениями и т.д.
Если обратится к специальной литературе, то под термином «Деструктивный культ» понимается объединение или группа людей, которая прикрываясь религиозной деятельностью наносит вред личности, семье, обществу и государству. Таким образом, данное понятие можно употреблять только к тем организациям, деятельность которых доказана в судебном порядке как опасная для общества и человека.
Если говорить о «запрещенных» организациях применительно к религиозной сфере, то здесь все предельно понятно. Речь идет об организациях, деятельность которых в судебном порядке запрещена на территории Казахстана. На сегодняшний день в списке запрещенных числиться 25 организаций. Из них 2 оккультно-мистические и 23 экстремистко-террористические.
Кстати, думаю уместным будет сказать, что в отечественном законодательстве понятия «деструктивный культ», «секта», «нетрадиционное или традиционное учение, или течение» не используется. В Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11.10.2011 г. объектом законодательства в религиозной сфере являются «религиозные объединения», местные, региональные и республиканские.
Синяков О.В.
Религиовед Центра изучения религий города Астаны