Социум

Традиционные ценности как форма защиты от религиозного фанатизма

Расскажите, что из себя представляют так называемые подмены понятий и наклеивания ярлыков, используемые радикалами?

В первую очередь, необходимо отметить, что анализ особенностей идеологии нетрадиционных и радикальных организаций показывает, что они представляют, прежде всего, угрозу коренному этносу, и тем самым общественному строю.

Если мы обратимся к законодательству РК, то в преамбуле закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» мы увидим отмеченную историческую роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и духовной жизни народа. Соответственно, можно сказать, что взаимосвязь национальных традиций и исламских религиозных практик в балансе между собой и создают культуру казахского народа.

В этой связи, радикалы целенаправленно и систематично атакуют национальные традиции, дабы исказить фундамент, сломать опору. В пример можно привести то что, радикальные исламистские движения используют довольно простой тезис «казах, не читающий намаз – это кафир», или «традиции и обычаи казахов являются джахилийскими», признавая их как проявление бидаата (новведение) в исламе.  

 

Какие негативные последствия могут быть для ценностей традиционного казахстанского общества?

Радикалами осуществляется систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала, что может привести к постепенному разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его духовной эрозии.

Можно сказать, идет прямая попытка выбить у коренного этноса исламскую основу идентичности. Основная угроза, исходящая от деятельности нетрадиционных и радикальных религиозных групп - это идеологическая атака против этноса и его духовной культуры как геополитического и геокультурного субъекта.

В результате радикалы отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, якобы это все джахилия, бидда и т.д. Таким образом, происходит изоляция человека и группы, которая толкует исламские понятия под нужным для них углом, при этом искажается концепция «дружбы и непричастности». Под дружбой предполагается, дружить с верующими. То есть с себе подобными, так как те, кто не с ними уже кафиры, тагуты и т.д., а непричастность дополнительно ставит барьер к пониманию радикалами «кафирского» образа жизни.

Таким образом, деятельность радикалов может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность.

 

Получается, радикалы пытаются разбить наш национальный фундамент, дабы реализовать идеологию «разрушать и строить»?

Да, можно сказать и так. Ведь по сути, фундаменталисты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину и позиционируют себя как хранители подлинной религиозной традиции, основы которой они защищают.

Из чего следует вывод, что человек знающий свою религию, традиции и культуру обладает своего рода иммунитетом к действиям радикалов. Как мы видим, казахи являются потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее в традиционной форме следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религиозное самосознание.

Радикалы плохо знают историю ислама и традиции коренного народа. Но они в силу невежества обычно переносят свое негативное отношение к любым традициям, не научившись понимать и распознавать в традиционной казахской культуре ценности ислама и проверенную временем мудрость предшествующих поколений мусульман. Но это преодолевается только просвещением, а радикалов он увы… крайне однобокое.

 

Исходя из этого, можно ли сказать, что «нападки» на традиционные ценности со стороны радикалов не имеют никакого обоснования?

Да, абсолютно так. При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка. Первые исследования в сопоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.

Например, когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом. Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах - слышащий и знающий».

 

Спасибо за интервью!