Более 400 миллионов тенге могли потерять казахстанцы из-за правовой неграмотности
Как сообщили организаторы, подобные мероприятия пройдут в 10 городах Казахстана в рамках проекта «Академия потребительского образования». Первые мастер-классы успешно прошли в Карагандинском университете им. Е.А. Букетова и в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева. Цель – просвещение потребителей в вопросах защиты своих законных интересов.
“Потребитель – это всегда слабая сторона спора, потому что он не может быть экспертом во всех сферах деятельности рынка, и граждане должны знать, как минимум, свои базовые права”, - считает Сетлана Романовская.
Так, за 1 год наши соотечественники могли потерять более 400 миллионов тенге, если бы не обратились за помощью к специалистам.
«К примеру, в 2020-ом году, туристические агентства отказывались возвращать деньги за те туры, которые не состоялись в связи с пандемией, ссылаясь на то, что средства перечислены партнерам за рубеж и их невозможно вернуть. Потребители проявили активность и вместе с нами смогли вернуть свои деньги в претензионном или медитативном порядке. В общей сложности, в том году к нам обратились 8802 казахстанцев, и совместными усилиями нам удалось вернуть 403 073 378 тенге за некачественные товары и услуги», - привела пример Светлана Романовская.
Причиной такого положения дел она называет отсутствие обязательных образовательных мер для граждан.
«Есть 9-я статья закона о защите прав потребителей, которая предполагает обязательный потребительский всеобуч, но данные мероприятия обычно носят формальный характер и малоэффективны», - сказала Романовская.
Согласно ее мнению, обязательное потребительское образование нужно внедрить в школах, колледжах и университетах. В то же время, она отметила, что правовая грамотность хоть и может помочь защитить интересы потребителей в большинстве конфликтов, но для решения системных проблем на рынке товаров и услуг одного знания законов недостаточно.
В качестве примера она упомянула области рынка, где у казахстанских потребителей чаще всего возникают проблемы – покупка мебели и бытовой техники.
По ее словам, 95% предпринимателей не осведомлены о последних поправках в законе о защите прав потребителей, что говорит о низкой правовой грамотности продавца и покупателя. Именно из-за незнания законов и неумения вести переговоры конфликты обостряются, хотя большинство из них можно решить еще в досудебном порядке.
В завершение лекции Романовская показала студентам юридических факультетов различные сервисы для ознакомления с потребительскими правами, в том числе и телеграм-канал @s_romanovskaya, в котором она в формате видео и текстов рассказывает о самых частых проблемах, с которыми сталкиваются потребители и предприниматели.
Дана Амангельды