Страхи должников: почему не нужно бояться коллекторов и на какие действия они имеют законное право
Современным коллекторским агентствам непросто искоренить ошибочные криминальные стереотипы о коллекторах, как об «опасных» людях, которые будут угрожать должнику физической расправой. Сегодня этот образ не более, чем миф. Сотрудники агентств ничем не отличаются от банковских менеджеров или консультантов – они готовы идти на встречу, и стараются найти выход из финансового «тупика», в котором оказался должник.
На что имеют право коллекторы?
Профессиональная коллекторская деятельность в Казахстане давно является официальной, и агентства функционируют в регулируемом, правовом поле. Правила работы определены в законе «О коллекторской деятельности», в соответствии с которыми коллекторы и обращаются к должникам.
Так, коллекторы вправе звонить должникам не более трех раз в день с 8:00 утра до 21:00 вечера. Они могут посещать должника по месту жительства не больше трех раз в неделю в указанное время, либо приглашать его в офис агентства для обсуждения вопросов, связанных с погашением задолженности. Важно учесть, что коллектор имеет законное право записывать разговоры с должником с помощью аудио или видео устройств.
«Согласно правилам, коллектор может совершить в день не более трех звонков, которые были успешно завершены. Однако если есть иная договоренность с должником, к примеру человек попросил перезвонить позже, то такой дополнительный звонок не будет считаться нарушением», - поясняет и.о. председателя ОЮЛ в форме союза «Национальная палата коллекторов Казахстана» (НПКК) Назгуль Естеусизова.
Помимо этого, коллекторы также могут связываться родственниками, коллегами или знакомыми должника, если их контакты были указаны в договоре кредитования.
«Коллектор уполномочен запрашивать информацию третьих лиц, которую предоставлял сам должник, в рамках договора кредитования. Агентство может уточнить у должника адрес места жительства, обновлялись ли данные удостоверения личности, источник дохода и даже состав семьи. Учитываются все условия, которые прописаны в договоре, если должник подписал его и согласился на все перечисленные действия, указанные в документе. По сути, это и есть письменное согласие должника на взаимодействие с коллекторским агентством», - отмечает Назгуль Естеусизова.
Как должнику следует реагировать на звонки от коллекторов?
Звонков от коллекторов бояться не стоит, как и грубить сотрудникам агентств, уточняет руководитель НПКК.
«В первую очередь при звонке от коллектора нужно внимательно его выслушать, быть более лояльным, объективным. Априори должник не в том положении, чтобы переходить на личности или общаться с коллектором в повелительной манере и с негативом. Гораздо правильнее будет выслушать все требования, которые предъявляет коллекторское агентство и озвучить свои условия. После звонка коллектора, должник имеет право написать обращение в коллекторское агентство и изложить всю ситуацию. То есть, сообщить о причинах возникновения долга, о своем финансовом положении, и тех возможностях, которыми он владеет на данный момент, чтобы погасить задолженность», - комментирует Назгуль Естеусизова.
В случае, если у должника не получается договориться с коллектором, агентство или кредитор будут вынуждены подать исковое заявление по задолженности на исполнение.
«Для должника это чревато дополнительным увеличением расходов и множеством негативных последствий. Ему придется оплачивать госпошлину, возникнет долг перед ЧСИ. Помимо этого, могут быть арестованы счета и имущество, человек будет ограничен в финансовых действиях, и может получить запрет на выезд из страны. В некоторых случаях, должник может получить ограничение на использование водительского удостоверения. И конечно, это может безвозвратно испортить кредитную историю», - добавила она.
Плюсы сотрудничества с коллекторским агентством
Для должника работа с коллекторами – это практически единственный шанс восстановить свое финансовое положение, без суда и дополнительных проблем.
Он также получает возможность:
- погасить задолженность ежемесячными платежами по удобному графику, что облегчит финансовую нагрузку должника;
- восстановить либо исправить кредитную историю в будущем;
- избежать увеличения суммы задолженности.
Кроме возможности досудебного урегулирования, должник по закону также может рассчитывать на оспаривание требований коллектора, а также в случае конфликта обратиться в уполномоченный орган с жалобой на действия коллекторского агентства. Урегулированием споров между должником и коллектором занимается НПКК, а разрешить сложные вопросы можно через ресурс stop-collector.kz.
Конфликт с коллектором?
НАВЕДИ КАМЕРУ НА QR
И ПЕРЕХОДИ НА САЙТ