С какими трудностями сталкиваются собственники квартир при переходе на ОСИ
Все дело в том, что приемка дома для последующего управления по факту не происходит за 3 или 30 дней, как диктуют пункты закона и нормативно-правовые акты. Это физически затруднительно, учитывая, что группа от ОСИ в лице председателя и совета дома помимо задач по приемке и сверке, организовывает и другие важные процессы, такие как открытие счетов, поиск сервисных компаний, заключение договоров. Поэтому процесс происходит хаотично. Размытые границы ответственности и сроки в законодательных актах далекие от реальности, создают благодатную почву для зарождения конфликтов внутри комплексов.
Также не стоит забывать про группу лиц со стороны собственников имущества, которым кажется, что после регистрации ОСИ все должно за секунду измениться и улучшиться.
Важно сделать процедуру для всех сторон максимально прозрачной и понятной.
Документация должна быть настолько понятной, чтобы любой собственник имущества, не имея за плечами строительного образования, мог легко сконструировать паспорт жилого здания и совместно с сервисными организациями произвести расчеты по управлению и содержанию объекта. И при этом наименования запрашиваемых разделов ПСД должны быть понятны строителю, либо обслуживающей организации.
Для расчета тарифа собственникам предоставлен документ - методика сметы расходов и затрат.
Для собственников, которые никогда не сталкивались с жилыми зданиями и их приемкой, методика описывает лишь поверхностный список услуг и не дает полной картины требуемых мероприятий для исполнения при содержании дома.
Сторонам, которые принимают непосредственное участие в передаче дома в управление, необходимо в идеале составить трехсторонний акт, где отражается описание всего объекта и прикладывается необходимая техническая документация.
Собственники либо сервисная организация должны понимать, что есть стадии по утверждению документации со сторонними организациями, есть определенный период и процедуры по подготовке и передаче сетей на баланс городских служб. Так бывает, что на момент запроса со стороны собственников имущества некоторая документация находится на стадии окончательных согласований, либо пересмотра.
Отсутствие прямых норм в законодательстве всегда будет порождать конфликты на местах, потому что у граждан, которые, возможно, длительное время страдали от некачественных услуг, физически и морально не остается терпения и желания слушать третьи стороны, по причине утраты доверия.
С учетом того, что столичные жители не могут сиюминутно повлиять на внесение изменений в закон, с июля 2022 года на базе Центра ОСИ столицы запущен пилотный проект по выработке мер, регламента и перечня необходимого пакета документов для управления домом. В последующем результаты данного пилота помогут провести информационную работу для всех жителей города.