Превышение надбавки, разнящиеся цены, фирмы-прокладки: вопиющие нарушения выявили в супермаркетах
Самые распространенные нарушения в супермаркетах Казахстана назвали в Министерстве торговли и интеграции РК, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу МТИ.
В Минторговли под председательством заместителя председателя Комитета торговли Ернура Жаутикбаева прошло онлайн-совещание с участием более 100 представителей торговых объектов и супермаркетов со всех регионов страны.
В комитете констатировали, что отсутствие ценников, их нечитабельность или расхождение с ценой на кассе являются системной проблемой в торговых сетях. Так, в 1-м полугодии принято 233 постановления по продаже товаров без указания цены в тенге.
«Ценник – это не просто бумажка, а базовый элемент защиты потребителя. Покупатель имеет право видеть цену до оплаты. Отсутствие ценника – это уже основание для штрафа», – подчеркнул Жаутикбаев.
Также за полгода вынесено 1 828 постановлений за превышение торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. Это одно из самых распространенных нарушений наряду с и превышением предельных цен на СЗПТ и отсутствием необходимых документов при продаже.
«Магазины должны иметь договоры поставок, товаросопроводительные документы и прозрачное ценообразование, особенно при продаже СЗПТ. Нарушения в этой сфере больше не останутся без внимания», – предупредил замглавы комитета.
Зафиксированы случаи, когда торговые сети без объяснений отказывают поставщикам, выдвигают несоразмерные требования или навязывают невыгодные условия. Особенно это касается малого и среднего бизнеса.
Комитет подверг критике и практику включения аффилированных компаний-прокладок, не оказывающих реальные услуги, в цепочки поставок. Подобные структуры, часто подконтрольные самим же торговым сетям, лишь повышают конечную стоимость продукции, не принося при этом ценности ни производителю, ни покупателю.
Особое внимание уделено размещению местной продукции. По Правилам внутренней торговли, на полках торговых объектов должно быть не менее 30% продовольственных продуктов и 20% непродовольственных товаров отечественного производства. Для сетей, получивших государственную поддержку, доля продтоваров увеличивается до 50%.
«Полка – это пространство выбора. Если казахстанская продукция спрятана внизу или вовсе отсутствует – это не просто маркетинг, это нарушение закона. Нами будут уделяться особое внимание на соблюдение этих норм», – предупредил Жаутикбаев.
Ведомство призвало руководителей торговых сетей провести внутренние аудиты, наладить контроль за персоналом, устранить юридически слабые места в цепочке поставок и обеспечить надлежащее оформление цен и документов.
«Если мы будем действовать системно и открыто, это даст результат. Мы добьёмся стабильности на рынке, предотвратим необоснованный рост цен и обеспечим потребителя качественными и доступными товарами», – подчеркнул Жаутикбаев.
Торговые сети выразили готовность к соблюдению закона.