Разное

Кузница музыкальных талантов

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы отмечает 80-летие, передает Elorda.info.

В этом году Казахская национальная консерватория им. Курмангазы отмечает свое 80-летие. О кузнице музыкальных талантов написала профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель РК Сауле Утегалиева.

Эту знаменательную дату один из ведущих музыкальных вузов нашей страны встречает новыми достижениями. Они касаются разных направлений его деятельности: учебно-образовательной, научно-исследовательской, концертно-просветительской, информационной и др. Так, с начала учебного (2023-24) года проведены международные фестивали фортепианной и камерной музыки, конкурс скрипачей “Violinissimo”, на которых приняли участие известные музыканты из разных стран мира. В их рамках организованы мастер-классы, где гости поделились своими знаниями и опытом. В феврале текущего года прошла премьера одноактной оперы «Сакен» (композитор А.Абдинуров), состоялись творческие встречи с С.Кравчинским, известным дирижером, профессором Музыкальной академии им. К. Пендерецкого, а также Л.Стахо, доктором философии (PhD) Музыкальной Академии им. Ф.Листа (Венгрия). По программе академической мобильности (Erasmus) студенты имеют возможность обучаться в разных вузах мира. Некоторые из них повышают свои знания в Петрозаводской и Казанской государственных консерваториях.

Повседневная жизнь Казахской национальной консерватории им.Курмангазы весьма разнообразна и насыщена. Правда, так было не всегда. И все начиналось в далеком 1944 г.

Из истории

Во время Великой Отечественной войны на базе музыкально-хореографического комбината 1.10. 44 г. в Алма-Ате (ныне Алматы) был организован Государственный институт искусств (ныне консерватория) (см. Постановление № 402 от 24.07.1944 г. за подписью Председателя Совнаркома КазССР Н.Ондасынова, при согласии заместителя Председателя СНК СССР К.Ворошилова). В 1945 г. ей было присвоено имя Курмангазы – выдающегося кюйши XIX в. Этот документ имел историческое значение, поскольку во многом определил судьбу учреждения, которое со временем стало ведущим центром в развитии музыкальной культуры и образования в республике.

Еще один немаловажный фактор. Многие деятели культуры, прибывшие из разных городов бывшего союза, находились в эвакуации в Казахстане и республиках Средней Азии. Среди них Г.Уланова, Ю.Завадский, Н.Сац, а также И.Лесман, Л.Шаргородский, Е.Гировский, С.Шабельский, Д.Мацуцин, М.Иванов-Сокольский. К работе приглашались профессора Б.Лебедев (1936) (для создания Государственной хоровой капеллы), И.Дубовский (50-е гг.), В.Дернова, П.В.Аравин (музыковеды) и многие др. Представители российской музыкальной элиты – инструменталисты, композиторы, певцы, дирижеры, фактически создали базу для подготовки профессиональных кадров. Их деятельность оказала влияние на формирование новой т.н. социалистической культуры, вобравшей в себя достижения не только европейской, но и русской музыкальной классики, при этом сохранившей и свою национальную самобытность.

В процессе становления и развития консерватории условно можно выделить несколько периодов, которые тесно связаны и с историей нашей страны.

1 период приходится на 1940-60 гг.  прошлого века. В первые два десятилетия развитие вуза связано с деятельностью таких выдающихся музыкантов как И.Круглыхин (первый ректор консерватории, 1944-1945, 1951-1957; зав. каф. духовых инструментов, трубач-виртуоз), А.Жубанов (ректор, 1945-1951; профессор, нар. артист КазССР, композитор, дирижер, создатель и художественный руководитель оркестра народных инструментов им. Курмангазы), Е. Брусиловский (нар. артист КазССР, лауреат Сталинской премии), Л. Хамиди (композитор) и др. В конце 40-х годов консерватория постепенно расширяется, открываются новые факультеты (оркестровый, историко-теоретический, включая кафедру теории музыки и композиции (зав. Е.Брусиловский), истории музыки (зав. А.Жубанов).

Если в первые годы обучалось ограниченное количество студентов, то уже в 50-60 гг.  педагогический коллектив пополняется выпускниками Алма-Атинской, а также Московской, Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерваторий. Среди них Э.Туманян (ф-но), Н.Мендыгалиев (ф-но, композиция), Л. Шаврина, С.Гатауллина (ф-но), а также А.Байгаскина, В.Мавриди, Н.Кетегенова (музыков.), Р.Кацман, Л.Кельберг, Е.Коган (ф-но), И.Коноплев, В.Добровольский, А.Молодов, Б.Кутунов, Т.Нурымбетов (дир-хор). Позже – У.Нусупов, Т.Ткишев, Р.Сабыров, Ю.Клушкин (нар арт. Казахстана, проф.) (дух. Инстр.). Необходимо отметить проф. Э.Россмана, А.Сапожникову, А.Исакову (ф-но, композиция), И.Коган, Я.Сорокер, Я.Фудимана (скрипка, альт), а также Б.Кожамкулову, Н.Патрушеву, А.Толгонбаева (скрипка), Д.Баспаева (виолончель), Ш.Кажгалиева, К.Жантлеуова (домбра), Ф.Балгаеву (кобыз).

Впервые создается фольклорный кабинет (1958). Предпринимаются фольклорно-этнографические экспедиции в разные регионы республики, включая смежные с ней территории. В Большом зале консерватории устанавливается концертный орган (1965), открывается органный класс (В.И.Тебенихин) (1967).

С приходом специалистов из России утверждаются общесоюзные стандарты образования, корректируются учебные планы и программы, происходит становление дисциплин музыкально-теоретического и исторического циклов, повышается профессионализм педагогического состава, улучшается качество обучения. В этот период закладываются основы профессионального исполнительского искусства. Формируются композиторская (Е.Брусиловский), скрипичная (В.Хесс) и фортепианная (Е.Коган) школы в Казахстане. Их знаменитые ученики, известные композиторы (К.Кужамьяров, Е.Рахмадиев, С.Мухамеджанов, А.Бычков, Б.Байкадамов, К.Мусин, А.Зацепин, М.Тулебаев, Б.Ерзакович и др.) и инструменталисты (Н.Патрушева, Ф. и Я.Мавриди, А.Акбаров, О.Шульпяков, Р.Хисматуллин, С.Сырлыбаев, в том числе А.Досаева, В.Ибраева, С.Массовер, А.Кусаинов, А.Мухитова и др.).

Второй период – 1970-90-е гг. характеризуется появлением своих, в том числе национальных кадров. Многие студенты консерватории принимают участие в музыкальных конкурсах и фестивалях, а также во всесоюзных и республиканских конференциях (музыковеды).

На этом этапе наблюдается расцвет в многогранной деятельности консерватории. Достаточно вспомнить творческий отчет АГК им. Курмангазы в Москве (1977) (ректор Г.А.Жубанова, 1975-1987).  Выступление оркестров (студенческого симфонического, народных инструментов), хоровых коллективов и солистов свидетельствовало о возросшем профессиональном мастерстве, имеющихся достижениях.

В эти и последующие годы внутри крупных подразделений возникают более мелкие – кафедры спец ф-но (зав. Г.Кадырбекова, Ж.Аубакирова), гармонии и сольфеджио (зав. Е.Трембовельский), полифонии и анализа (зав. В.Каменский). Открываются новые кафедры: казахской музыки и фольклора (зав. А.З.Темирбекова), камерного ансамбля (зав. Д.Камалиева), а позже народного пения (зав. А.Алматов), спецклассы по сыбызгы, жетыгену и др. старинным музыкальным инструментам (ректор Д.Касеинов, 1987-1997), что связано с деятельностью выдающегося этноорганолога, собирателя Б.Сарыбаева. Появляются новые курсы (по этносольфеджио).

Активно развивается вузовская музыкальная наука. Об этом свидетельствует деятельность таких известных ученых как А.Жубанов (академик АН Казахстана, подготовивший около 20 канд. наук), профессора, канд. иск. А.Байгаскина, Н.Кетегенова, К.Кирина, С.Шубина, докт. иск. А.Мухамбетова, Б.Каракулов, Ш.Гуллыев, С.Елеманова, У.Джумакова, С.Утегалиева и др. В их научных трудах представлены разные направления, связанные с изучением как народной, так и профессиональной музыки казахстанских композиторов; вопросами музыкальной симметрологии и тюркологии.  Не только музыковеды, но и народники (домбристы, кобызисты, сыбызгисты) внесли свой вклад в собирание и изучение казахских инструментальных кюев (Т.Мергалиев, К.Ахмедьяров, А.Туктаган, Б.Искаков, К.Сахарбаева, А.Раимбергенов, Б.Косбасаров, Т.Мукушев, а позже К.Жумагалиев, Т.Токжан).

Третий период начинается с 90х гг. прошлого века (1990-2020) и связан с приобретением республикой своей независимости. Изменения коснулись, прежде всего, системы образования, в том числе и музыкального. Постепенно осуществлялся переход на международную т.н. Болонскую систему с 3х-уровневым обучением: бакалавриат (4 г.), магистратура (2 г.) и докторантура (3 г.) (с 2000-х гг.) В этот сложный период республика стремилась войти в мировое экономическое и культурное пространство. В этой связи усилился международный статус консерватории.

В связи с изменившимися запросами и требованиями времени разрабатываются новые стандарты музыкального образования. Многие дисциплины в настоящее время ведутся на государственном языке (появилась необходимость в переводе на каз. яз. ряда учебно-методической и научной музыкальной литературы).

В период распада Союза, на фоне отъезда многих музыкантов, наблюдается приток специалистов нового, более молодого поколения. Наиболее насыщенными оказываются годы с 2009 по 2019. Значительно возрос профессиональный уровень студенческого симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, фольклорно-этнографических ансамблей, что позволило им участвовать в гастролях и сопровождать наших солистов. При поддержке руководства консерватории (ректор Ж.Аубакирова, 1997-2018) эти музыкальные коллективы смогли успешно выступать на многих мировых концертных площадках (Германия, Польша, США и др.), в том числе в Большом зале МГК им. Чайковского (2012) (Россия).

Смешанный студенческий хор (рук. Я.Рудковский) добился впечатляющих результатов, став лауреатом многих престижных конкурсов (Китай и др. страны). Его выступления на разных концертах вызывают огромный интерес у слушателей и сопровождаются неизменным аншлагом.

Ежегодно проводятся престижные международные конкурсы и фестивали исполнителей на разных музыкальных инструментах в Казахстане, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Студенты и магистранты нередко становятся их лауреатами, получают призовые места.

Личности, имена

Главным достоянием консерватории являются ее люди (педагоги, студенты, магистранты, докторанты). Речь идет не только об администрации, включая и ректоров, долгие годы возглавлявших вуз, но и о воспитанниках, многие из которых стали выдающимися мастерами, прославившими Казахстана. Можно назвать представителей разных поколений: старшего (К.Кужамьяров, ректор 1957-1967; Е,Рахмадиев, ректор 1967-1975; Г.Жубанова, П.Аравин, Б.Ерзакович, Ф.Балгаева, Е.Серкебаев, Р.Джаманова, М.Каленбаева, Т.Джумалиева, А.Федянин, А.Байсакалова, Л.Зельцер, Э.Кирсанова, А.Жайымов, А.Гайсин, Г.Кадырбекова, Р.Ермеков), среднего и более молодого (Б.Косбасаров К.Сахарбаева, Б.Дальденбай, Г.Молдакаримова, С.Еркимбеков, Г.Мурзабекова, Ж.Аубакирова, А.Мусаходжаева, А.Улькенбаева, Г.Несипбаев, а также Г.Узембаева, А.Раимкулова, А.Бердибай, А.Сабырова, Б.Игилик, С.Кудайбергенова, А.Карсакбаева и т.д.). Их имена вписаны в историю консерватории золотыми буквами.

Особо следует сказать о старшем поколении. Среди них известные музыканты: Б.Тулегенова, Герой социалистического труда, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР; Е.Есимов, народный артист КазССР; Т.Нуралиев, засл. артист РК, проф.; К.Ахмедьяров, народный артист РК, Лауреат государственной премии КазССР; Б.Жаманбаев, народный артист КазССР, Лауреат государственной премии РК, профессор, зав. кафедрой дирижирования и др. Будучи преданными своему делу, они воспитали много достойных исполнителей. Их неиссякаемая энергия, труд и талант, любовь к музыке во многом предопределили нынешние большие завоевания и достижения вуза.

Многие его выпускники – Т.Урманчеев (ф-но), А.Бурибаев (дир.), Е.Ахмедьяров (дир.), В.Недлина (муз., канд.иск.), М.Чотабаев (вок.), А.Тлепбергенов (дир., домбра), Г.Нарымбетов (баян) и др. работают в музыкальных школах, колледжах, других вузах в Казахстане и за его пределами. Они востребованы на мировом музыкальном рынке и выступают в составе симфонического, камерного и народного оркестров, ансамблей, а также в качестве солистов.

В настоящее время (с 2021 г.) Казахская национальная консерватория им. Курмангазы – многопрофильный вуз с достаточно высоким уровнем профессионального обучения. (ректора А.Жудебаев, 2018-2023; Н.Аширов, 2023). В связи с изменившимися условиями и требованиями музыкальной практики вводятся новые специальности – арт-менеджмент (с 1995 г.), этномузыкознание (с 2018 г.), образовательные программы – режиссура музыкального театра (с 2023 г.) (проректор по уч.-метод. работе Г.Абдирахман). Проводятся международные научные конференции (проректор по научно-творческой деятельности и межд. сотрудничеству Г.Бегембетова). При вузе создан и действует Совет по защитам докторских диссертаций (PhD), в состав которого входят ведущие ученые из России и Казахстана (пред. С.Утегалиева).

В 2019 г. консерватория стала полноправным членом Ассоциации европейских консерваторий. Ее постоянными партнерами являются Парижская высшая национальная консерватория музыки и танца, Музыкальный университет им. Шопена в Варшаве, Лондонская королевская Академия музыки, консерватория Санта-Чечилия, Италия, консерватории Пекина, Шанхая, Ганчжоу. Договора о сотрудничестве подписаны с музыкальными вузами и стран СНГ (Московская, Тбилисская, Азербайджанская, Петрозаводская, Санкт-Петербургская государственные консерватории, Азербайджанская Академия музыки).

В последние годы вуз успешно прошел аккредитацию (оценка качества обучения независимыми экспертами – НААР, Musique) и имеет высокий рейтинг в мировом образовательном пространстве.

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы с ее многолетней историей, большим творческим и научным потенциалом имеет большие перспективы для достижения конкурентоспособности, одновременно сохраняя качество образования. И на этом нелегком, тернистом пути хочется пожелать всему профессорско-преподавательскому коллективу, включая ее воспитанников, больших успехов и новых достижений.

 

Профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель РК Сауле Утегалиева