Разное

Как проходил 12-летний C-check для Airbus A321 в Астане

Мы побывали на месте проведения cамой тяжелой и сложной формы технического обслуживания C-check и увидели своими глазами, как самолет был практически разобран на самые маленькие детали.

Как рассказал ведущий инженер базового технического обслуживания Air Astana Александр Сабад, в первую очередь была проведена работа по выявлению тех зон, которые требуют большего времени на ремонт и отладку.

«Мы начали техническое обслуживание именно с этих зон, чтобы предотвратить дальнейшую задержку выпуска самолета в эксплуатацию. То есть если мы находим раньше дефект, то мы раньше заказываем запасные части, чтобы уложиться в сроки и вернуть самолет в эксплуатацию», - говорит Александр Сабад.

По рассказам специалистов, в процессе техобслуживания дефекты могут быть разные.

«Но самые частые, так как большое внимание на 12-летний C-check уделяется именно структуре самолета, это к примеру коррозии, которые заблаговременно устраняются перед выпуском самолета в эксплуатацию. У нас ни одно техобслуживание не прошло без общения с заводом-производителем, непосредственно именно с Airbus», - рассказал Александр.

Бывают иногда некоторые дефекты, о которых информации нет в стандартных документах о техобслуживании.

«И для этого у нас существуют специальные специалисты, которым мы предоставляем всю информацию и дальше уже ведется беседа непосредственно с Airbus и с учетом их рекомендаций и инструкций мы выполняем ремонт. Ежедневно в С-сheck задействовано 40 специалистов: это инженер по планеру двигателя, инженер по радиоэлектронному оборудованию и навигационным системам, по структурным ремонтам, инженер по методам неразрушающего контроля, инженеры технического обеспечения и технического сервиса и другие специалисты», - уточнил Александр.

Конечно, нам не терпелось узнать, делается ли в технических центрах и текущий ремонт, ведь некоторые самолеты пострадали при граде 8 августа 2024 года в аэропорту Астаны.

«В августе у нас пострадало несколько самолетов, и мы их здесь же отремонтировали. А также привлекались инженеры отдела технического сервиса, они получили необходимые рекомендации от Airbus», - ответил собеседник.

Далее он рассказал об особенностях 12-летнего C-cheсk.

«Это тяжелый вид обслуживания. Если мы говорим про инспекции, в основном, они касаются структуры самолета, двигателей, его систем.  Включая тестирование систем для выявления дефектов. На 12 - летнем чеке мы встречаемся часто с методами неразрушающего контроля. Данные инспекции проводятся, чтобы выявить скрытые повреждения, то есть то, что не видно человеческому глазу, есть специальное оборудование, которое выявляет микротрещину, коррозию и разного вида повреждения», - отметил ведущий инженер.

Наш разговор продолжился с менеджером технической поддержки Темирланом Багашар.

«Мы провели С1-check, C2-check, C6-check, а теперь и C12-check. Это не значит, что самолет сломан или с с ним что-то плохо. Это то техническое обслуживание, те проверки, которые необходимо провести по налету часов, по циклю взлет-посадки, либо по времени. Допустим, как сейчас 12-летний С-сheck. В проведении техобслуживания участвуют все наши специалисты, в основном, из Астаны, но есть и с алматинской базы. Мы не приглашаем зарубежных специалистов», - говорил Темирлан Багашар.

Если рассказать про этапы C-сheck, то по рассказам специалистов, он делится на основные этапы: подготовка самолета, первичная инспекция, затем разборка, проверка тестирования, выявление дефектов, проверка работоспособности самих систем и агрегатов, сборка самолета, финальное тестирование, финальные инспекции, технический полет самолета без пассажиров. После успешного проведения технического полета самолет возвращается в коммерческое пользование.

Пока завершен один 12-летний C-check и авиакомпания приступила ко второму 12-летнему C-check.

«Успешное завершение первого 12-летнего С-check, самой тяжелой формы технического обслуживания на Airbus A321 подтверждает высокий и растущий потенциал инженерных ресурсов и персонала Air Astana. Постоянное развитие собственного технического обслуживания позволяет значительно снизит затраты, которые ранее приходилось нести при выполнении тяжелых форм технического обслуживания за пределами Казахстана», - отметил директор Технического центра в Астане и отдела технического обслуживания C-Check Роберт Дандо.

«Мы экономим средства компании, мы предоставляем рабочие места и оставляем их внутри Казахстана. И еще чем больше мы делаем, тем больше опыта у нас появляется. Мы первые в Казахстане, кто провел все формы C-check в своей стране. Мы надеемся, что дальше так и будет и мы будем наращивать наши мощности», - говорит Александр Сабад.

В общей сложности Air Astana провела 32 C-check в собственных технических центрах. Первый 1С-check был проведен Air Astana в 2019 году, в 2022 году компания провела 2С-check, в 2023 году – первый самостоятельный 6-летний C-check. В 2023 году Европейское агентство авиационной безопасности одобрило Air Astana проведение 12-летних C-Check на самолетах Airbus A320/A321. Airbus A321, первым прошедший 12-летний C-check, находится в эксплуатации компании с 2012 года. Компания планирует выполнить еще один 12-летний C-check до конца текущего года.

Кроме того, на саму подготовку технического центра для проведения 12-летний C-check было много инвестировано. Как рассказали в этом центре, это не только подготовка специалистов, но специальное оборудование для чека.

«Ведь от C-check к C-check проводятся разные виды работ, которые требуют разные виды инструментов. Например, где-то вам нужно снимать заднюю кухню самолета, где-то нет. Где-то вам нужно более детальная инспекция по двигательной части. А в С1 там 10-12 дней, там не нужно. При C12, от 40 до 50 дней идет ремонт. Компания инвестировала деньги, подготовилась к C-check и получила все необходимые одобрения от Авиационной администрации Казахстана и от EASA и после этого начала выполнять эти виды C-check», - отметили в техническом центре Air Astana.

Бактыгуль Бурбаева