Разное

Ирина Харитонова: Важно выстроить открытую диалоговую площадку между государством, бизнесом и креаторами

В последнее время в медиапространстве и в социальных сетях все чаще встречается словосочетание «креативная индустрия». Как говорят специалисты, это не просто модное слово, которое услышишь из уст творческих личностей, а давно стало одним из основных движущих факторов многих мировых экономик. Глава государства неоднократно поднимал вопрос важности развития этой отрасли в своих выступлениях и Послании.

Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор его значение и важность растет. Сегодня к креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и многое другие.

В этой связи возникает вопрос: на какой стадии развития казахстанская «креативная индустрия»? С каким контентом может войти в мировое сообщество Казахстан? Об этом мы спросили у эксперт-исследователя культурно-креативных индустрий в Центральной Азии, СНГ и Европе, директора департамента креативного туризма национальной компании «Kazakh Tourism» Ирины Харитоновой.

WhatsApp Image 2023-12-11 at 12.32.08 (1).jpeg

— Что такое «креативная индустрия» простыми словами?

— Это – монетизация творческого потенциала, творческих продуктов, таких как кино, музыка, театр, дизайн, мода, архитектура, урбанистика, туризм. Креативные индустрии включают в себя огромное количество направлений. Но упрощенно, чтобы это было понятно, наверное, когда мы произносим имена каких-то великих деятелей, слово «великий» конечно очень субъективно для каждого, но если мы говорим, допустим, о Димаше Кудайберген, или о нашем «Астана-балет», или о независимом театре «Артишок», или наших известных художниках, которые выставляются по всему миру, то становится понятным, что это те громкие имена, которые несут за собой целый пул проектов и коммерческих продуктов.

Когда мы говорим про Димаша, мы понимаем, что в его концертных турах есть мерч-продукция, диски и тд – и это все является коммерческой продукцией, коммерческой составляющей.

Если говорить о фешн-индустрии, продукция, которая выпускается в больших масштабах, такая как спецодежда, то это – легкая промышленность. Если мы смотрим в части создания какого-то дизайна и именно сегмента креативных индустрий – это наши казахстанские дизайнеры, это – лимитированная продукция. В Астане есть прекрасный дизайнер Нагима Кайдарова, которая своим творчеством создает на основе наших национальных кодов коммерческий продукт. И это – и является продуктом креативных индустрий. 

— Насколько развита креативная индустрия в Казахстане, умеет ли ее ценит казахстанская аудитория?

— Это давно уже существующая отрасль. Но, наверное, в последние два года находится в тесном взаимодействии с государством, в части разработки мер господдержки, в части проработки законопроектов.

Если говорить о восприятии продуктов креативных индустрий «made in KZ», то определенно на сегодня публика настроена очень положительно. И вся динамика заключается в том, что мы стали очень патриотичны в выборе наших продуктов. Это касается и одежды, и музыки, и киноиндустрии. Мы стали очень восприимчивы, в хорошем понимании, к тому, что создают наши креаторы и мы очень хотим их поддерживать. Под словом «мы» я подразумеваю не только государственный сектор, но в целом нас, казахстанцев.

Сегодня мы наблюдаем тенденцию по поддержке отечественных производителей и нашего национального культурного кода. Мы наконец-то с большой гордостью говорим, о том, что это произведено в Казахстане. Акцентируем на этом внимание, становимся страной, которая очень правильно формирует ценности. И мы этим очень гордимся.

Здесь хотелось бы отметить, что индустрия имеет свою специфику. Если говорить о каких-то крупных, больших проектах, важно образовывать отрасль. Очень важным блоком является исследовательская часть, нам нужно точно понимать, кто cтейкхолдеры нашей индустрии. Самих представителей индустрии нужно обучать тому, как правильно создавать, упаковывать продукты креативных индустрий, выводить их на экспорт и работать с населением. Очень важно донести правильный контекст того, что же является креативной экономикой, креативной индустрией.

И это, процесс на мой взгляд, небыстрый. Но планомерно если мы будем работать, и со школьниками, и с высшими учебными заведениями, и с представителями государственного сектора на местах, то в ближайшем будущем мы увидим очень положительную динамику.

WhatsApp Image 2023-12-11 at 12.32.08 (2).jpeg

— Насколько я знаю, вы в прошлом бизнесвумен. Как вы пришли к этой сфере?

— Действительно, я занималась бизнесом, производством металлоконструкций и реализацией металлопроката. После того, как я стала мамой, мне очень захотелось исследовать новое направление в работе. Я состояла в комитете по развитию предпринимательства нашего региона. Стала активно работать в Совете деловых женщин по направлению поддержки развития малого-среднего бизнеса среди женщин. Очень большое количество женщин нашего региона – это ремесленницы, дизайнеры. И я начала взаимодействовать с ними, а также с предприятиями легкой промышленности, ивент-индустрии. Также я запускала новые проекты в регионе в направлении как раз креативного сектора. Один из моих проектов получил поддержку, и я поехала на стажировку в Берлин по направлению фешн-индустрия – это было направление Sustainable fashion. Обучение дало мне колоссальный опыт. Получила возможность познакомиться с передовыми производственными компаниями. Мы посетили завод Stoll, посетили в Барселоне ведущую передовую выставку, где было представлено большое количество предприятий, которые производят машинное оборудование для легкой промышленности, для фешн-индустрии. Также я познакомилась со многими представителями данной отрасли.

Вернувшись в Казахстан, начала внедрять многие проекты. Запустила образовательные проекты для развития креативных индустрий и начала проводить целенаправленно ивенты в своем регионе. Я из города Караганды. Многие мероприятия мы реализовали с моей коллегой, ее зовут Гульнара Булкубекова. У нас было агентство.

Я начала углублено изучать креативные индустрии как эксперт – исследователь, изучала на примере таких стран как Кыргызстан, Узбекистан, в Европейских странах, странах СНГ. Сейчас я работаю над несколькими проектами. Для сферы образовании есть проект, который подразумевает развитие креативного мышления у школьников. Я думаю, что здорово, когда происходит рокировка, предприниматели приходят в государственный сектор, а люди из государственного сектора начинают бизнес-проекты. Тогда происходит очень правильная коммуникация. И в целом, проработав в государственном секторе, я поняла как важны правильно выстроенные коммуникации: государство, бизнес и креаторы. 

WhatsApp Image 2023-12-11 at 12.32.09.jpeg

— Global Nomads Fashion Awards, можете рассказать более подробно про этот проект?

— Global Nomads Fashion Awards – это один из тех проектов, которым я действительно искренне горжусь. И здесь я хочу отметить особую благодарность команде, бренду Global Nomads и в первую очередь Инне Апенко. Это тот человек, который помог проекту дать жизнь. Данный проект стал фундаментальным для меня и одним из самых ярких проектов в сфере креативной индустрии Казахстана.

Проект длился 8 месяцев. Включал в себя образовательную часть. Мы выезжали в учебные заведения Казахстана, встречались со студентами, проводили очень много прямых эфиров с ведущими экспертами, му вовлекали не только Казахстан, но и близлежащие страны и даже европейские студенты и дизайнеры принимали участие. И мы вместе искали код Номада. Как он выглядит, из чего он состоит? Кто, мы как страна, что за бренд должен быть у Казахстана?

Финалисты проекта получили возможность создать коллаборацию с брендом Global Nomads. Их коллекции продавались в ведущих торговых центрах, именно в самих фирменных бутиках. Они получили проценты от продаж. Это такой показательный кейс, когда реально проходит полный цикл.

Подобные проекты показывают, как правильно нужно выстраивать всю экосистему, как правильно нужно взаимодействовать всем: и государственному сектору, и бизнесу, и креатору. Потому что креаторы не всегда готовы, не всегда знают, как правильно и куда идти и к кому обращаться. Финалом проекта стал Форум Код Номада. Образовательная часть крайне важна. Форум объединил креаторов из киноиндустрии, из музыкальной индустрии, из образовательной сферы.

— Над чем сейчас занимаетесь? Чем планируете порадовать 2024 году?

— Сейчас мы подводим итоги этого года, тех фундаментальных вещей, которые мы сделали. Потому что за этот год мы провели много мероприятий.

На 2024 год планов очень много. Я бы не хотела сейчас конкретизировать и рассказывать их. Я думаю, что лучше расскажу об этом в новом году. Но однозначно хочу сказать, что это будут очень правильные и очень хорошие и цельные проекты, которые помогут развитию отрасли. Но в большей степени следующий год я хочу посветить реализации своего личностного роста, внутреннего творческого потенциала. И больше времени уделять семье, своим близким.

Также, пользуясь случаем, хотела бы выразить благодарность представителям креативных индустрий, с которыми я в этом году работала и также своим коллегам. Для меня было абсолютно новым экспериментом поработать в структуре государственной компании, понять всю сложность этой системы. Теперь я совершенно по-другому смотрю на многие вещи. В следующем году я постараюсь реализовать свою мечту.