Разное

Летопись Наурыза: как раньше отмечали День весеннего равноденствия в Астане

В документах Целиноградского городского отдела культуры сообщается, что впервые праздник Наурыз отмечался в будущей столице Казахстана в 1989 году.

В 1989 году возвращенный народу праздник стал желанным для горожан. Он отмечался во всех вузах, техникумах, детских садах, школах, на главном в ту пору предприятии города – «Целинсельмаше», в железнодорожных мастерских.

В каждом городском празднике Наурыз активное участие принимали музеи – Сакена Сейфуллина, краеведческий, ими оформляются юрты, где выставляются экспонаты музеев.

Выставки обязательно сопровождаются интересным рассказом экскурсоводов.

В «Ауле батыра Богенбая» – так во время праздника называлась центральная площадь старого города – главной юртой, которую оформили учащиеся и преподаватели педучилища, была, конечно же, белая ставка батыра Богенбая. В ней вывесили доспехи воина. Артисты областного Казахского музыкально-драматического театра показали представление «Асыл мұра – қазынам» и концерт «Наурыз әнім – Наурыз сәнім».

Представители старшего поколения особенно радовались возрождению этого праздника. Молодые люди, которые раньше знали о многих национальных традициях только понаслышке, стали активными участниками весеннего торжества, которое после долгого перерыва вернулось в народную жизнь.

В 1991 году в городе тоже праздновали Наурыз. Городские газеты тогда писали: «Можно смело сказать, что оргкомитет праздника – городской отдел культуры – вкладывал в Наурыз душу. Устраивались концерты, айтысы и спортивные игры».

Жизнь в начале 1990-х годов была тяжелой, и это запечатлелось в праздничных репортажах. Тогда для народа большое значение имели передвижные ярмарки. На них продавали дефицитные продукты питания. Журналисты отмечали, что работники торговли широко опробовали в этот день «новинку» – беспроигрышную лотерею. Видимо, на это изобретение их вдохновил дефицит.

Основной вывод очевидцев событий был таков: «...нам нужны не только митинги. Время, которое мы переживаем, не располагает к легкомысленному веселью. И тем не менее – вопреки всему! – людям хочется общения, согласия, взаимопонимания!»

В разные годы во время празднования Наурыза в нашем городе проводились концерты, айтысы, спортивные игры и обряды. В 1989-м году это был обряд тұсау кесер, в 91-м у кинотеатра «Целинный» устроили Алтын той (золотую свадьбу) супругов Аппасовых, которые прожили вместе полвека и вырастили семерых детей. В 1992 году частью праздника стала свадьба настоящая: поженились студент ЦИСИ Примбай Жанаев и студентка ЦГМИ Фирюза Мусаева. Торжество прошло опять-таки у кинотеатра «Целинный», сопровождалось обрядами беташар, шашу и жыртыс.

А вот как отмечался Наурыз в первый раз после объявления Акмолы столицей, в 1998 году. Было организовано театрализованное представление. Суть его в том, что Зима вступает в поединок с Весной, кажется, что Хлад и Мрак сильнее духа огня, но он не отступает, падает и поднимается вновь, и теплый свет солнца одолевает, наконец, темное, косное, злое. Победу света славит акын, воздающий должное силе и стойкости жизни, ее всепобеждающей мощи. И, как бы закрепляя эту победу, мудрая Ак Ане совершает древний «Алас»– обряд очищения, изгоняя огнем затаившиеся силы зла, греха, смертоносной вражды, грязных помыслов, и утверждая веру, надежду, миролюбие, радость.

Смена времен года, начало нового отсчета времени всегда несли в себе знак перемен и в жизни человеческого сообщества, а не только в природе, что и отразил этот обряд, не менее древний, чем сам Наурыз, уходящий корнями в легенды и верования тюрков… На сцену выходили глашатаи со старинными кернеями и актеры-ведущие, приглашали всех к участию.

Так праздник весны и мира – Наурыз – в первый раз начинался уже не в Целинограде, а в новой столице Казахстана.

Такова краткая история празднования Наурыза в нашем городе.

 

Игорь Прохоров

кандидат исторических наук, архивист госархива Астаны