Политика

В Казахстане есть гражданское общество, но оно какое-то аполитичное – политолог

фото с сайта www.dw.com

Конец многовекторной возне

- Казбек Жумабекович, какие события мирового масштаба сильнее всего влияют на Казахстан?

- Казахстан не просто член мирового сообщества, а как раз находится между двумя влиятельными странами мира, у которых сложные отношения с другой влиятельной страной. Поэтому, естественно, эта конфронтация на нас будет оказывать влияние. Независимо от того, кто у руля США президент-республиканец или президент-демократ, конфронтация с Китаем и Россией будет продолжаться и усиливаться. В этих условиях нам будет всё сложнее проводить нашу многовекторную политику и рано или поздно придется определяться с главным вектором.

 - На ваш взгляд, выгодно ли Казахстану членство в ЕАЭС? Ведь в любом объединении есть свои плюсы и минусы.

- Членство в ЕАЭС это, прежде всего, торгово-экономические отношения с Россией. Она наш главный торговый партнер. Согласно экономическим прогнозам, товарооборот между двумя государствами за этот год может превысить 20 миллиардов долларов. Это большая цифра. Для понимания, после России идет Китай – 14 миллиардов долларов, у других стран-партнеров Казахстана показатели еще меньше: Турция – 3 миллиарда долларов, Узбекистан – 2,7 миллиарда долларов. Чтобы понять, выгодно или нет членство в ЕАЭС, достаточно посмотреть на товары в наших магазинах и базарах – там большая доля российских товаров. Еще один пример не в нашу пользу. Казахстан, который когда-то обеспечивал мясом других, сегодня является основным покупателем мясной продукции из столицы России. Что говорить, если мы, обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, так и не обеспечили продовольственную безопасность собственной страны. Мы же зимой и весной в супермаркетах покупаем египетский и пакистанский картофель. Почему так случилось, это отдельная большая тема. Одно ясно, если мы не производим и не обеспечиваем себя нужными товарами, то приходится покупать у других и, в первую очередь, у России. Таков 30-летний итог.

 

фото с сайта www.dw.com

 

Гражданское общество в Казахстане странный предмет – вроде есть, вроде и нет

- С какими вызовами политического характера столкнулся Казахстан в этом году?

- Прежде всего, это социальные проблемы, которые обострились во время пандемии. Ухудшение социально-экономического положения граждан на фоне роста цен вызвало рост недовольства и протестных настроений в обществе. Этот год и пандемия показали нам, что за много лет у нас накопились разные проблемы, и они не решались. Например, каждый год возникает дефицит ГСМ. Все социально-экономические проблемы перейдут в будущий год, цены на всё также будут расти. Надо их как-то решать.

- Как вы думаете, сформировалось ли в Казахстане гражданское общество?

- В Казахстане есть гражданское общество. Мы наблюдаем его, когда происходят какие-то резонансные события общество мобилизуется. Но в то же время политически общество пассивное, и мы это видим по разрешенным митингам. Свою роль сыграла формула властей «Сначала экономика, а потом политика». В наших гражданах по-прежнему прочно сидит патернализм, все думают, что придет какой-то добрый дядя и всё сделает за них.

- Можно ли считать признаком гражданского общества протесты многодетных матерей, движение против утильсбора, выступления владельцев праворульных автомашин?

- Да, это признаки гражданского общества. Но эти акции носят узкоспециализированный характер и не выходят за рамки. А гражданское общество должно также затрагивать вопросы местного самоуправления, но этого не происходит. Получается, что у нас, вроде есть гражданское общество, но какое-то оно аполитичное.

фото с сайта apostrophe.ua

- Есть широко распространенное клише, что в Казахстане оппозиции как таковой нет, а есть сильно раздробленные оппоненты власти, которые появляются на политической сцене только во время выборов. Согласны ли вы с этим мнением?

- Оппозиция есть. Прямо скажем, сейчас у общества по многим причинам негативное отношение к власти. Вместе с тем, надо сказать, что за 30 лет власти четко сформировали свою позицию по отношению к оппозиции, которую примерно можно выразить так: «Кто против действующей власти – против государства». Этот фактор сказывается на восприятии населением понятия «оппозиция». Кроме того, властями создавались различные юридические и другие препоны, чтобы оппозиция структурно и организационно не сформировалась. У нас очень сложно зарегистрировать политическое движение или партию. В России для регистрации партии требуется 500 членов, а у нас 20 тысяч членов, и это подается как большой шаг на пути к демократии. В Кыргызстане процесс регистрации партий носит уведомительный характер. Помимо этого, надо признать, что за все годы власти успешно использовали разногласия среди оппозиции и не давали ей объединиться. У власти были свои «засланные казачки» в рядах оппозиции, которые тоже внесли свою лепту. Некоторые личности, которые еще вчера считали себя оппонентами власти, сейчас спокойно сидят во властных структурах. Но так долго загонять оппозицию и оппозиционное мнение в тиски не получится, ибо, как показывает история, со временем оппозиционность может выйти на улицы. Надеюсь, что власти это понимают.

- Какое событие 2021 года вы считаете самым значимым для казахстанцев?

- Думаю, что таким событием является передача председательства в правящей партии Nur Otan от экс-президента действующему главе государстве. Это может означать, что начался постепенный отход Нурсултана Назарбаева от управления страной.

 

Дулат Тулепов