Парламент

Мажилисмен указал на «серую зону» в сфере такси

Депутат Мажилиса Парламента РК, руководитель фракции партии AMANAT Елнур Бейсенбаев направил депутатский запрос министру транспорта Республики Казахстан Нурлану Сауранбаеву, в котором поднял системные проблемы в сфере такси и платформенной занятости, передает Elordainfo.kz.

Как отметил парламентарий, в сфере пассажирских перевозок в Казахстане, по неофициальным данным, занято более 500 тысяч водителей такси. При этом точной информации о количестве таксистов у цифровых агрегаторов до сих пор нет.

«Все платформенные сервисы не могут дать точные выходные данные водителей-таксистов, что является нонсенсом в современном цифровом обществе.

Тем более, когда Глава государства ставит конкретные задачи по цифровизации, в том числе по подготовке «цифровых двойников» различных отраслей экономики», — отметил Елнур Бейсенбаев.

Депутат указал, что агрегаторы такси стали неотъемлемой частью повседневной жизни граждан.

«Ежегодно они совершают более 150 млн поездок. Это судьбы людей, жизнь и здоровье которых мы должны защищать на законодательном уровне», — подчеркнул он.

При этом, по его словам, рынок такси до сих пор не имеет четких «правил игры».

«В первую очередь, правовые и законодательные «правила игры» рынка, объем которого по разным данным достигает пятисот миллиардов тенге, должны заниматься профильное министерство и сами агрегаторы», — отметил депутат.

Елнур Бейсенбаев подчеркнул, что действующее законодательство не отражает реальные процессы работы цифровых платформ.

«В законодательстве до сих пор используются понятия советских времен, которые не отражают ключевые процессы агрегаторов, таких как Яндекс, Индрайвер, Апару и других. По сути их деятельность находится в «серой зоне»», — говорится в обращении.

Вне правового поля, по его словам, остаются вопросы ответственности, стандартов безопасности, прозрачности алгоритмов, страхования и защиты прав пассажиров и водителей

«Нет четкого определения самого понятия водителя такси. Отсутствует разграничение ответственности, определение прав и обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором, что приводит к социальной незащищенности таксистов», — заявил Бейсенбаев.

Отдельно он остановился на вопросах медицинского контроля и безопасности поездок.

«Требование о ежедневном прохождении таксистами медицинского осмотра стало формальным и не выполняется. Непонятна ситуация с обеспечением безопасности пассажиров и водителей, так как поездки не страхуются», — подчеркнул парламентарий.

Также депутат указал на отсутствие достоверности предоставляемых таксистами сведений о наличии водительских прав, прохождении технического осмотра автотранспортного средства и технических паспортов.

«По сути к выполнению заказов могут быть допущены люди без прав и самое опасное, на праворульных машинах, которые мчатся на высокой скорости на междугородних трассах», — подчеркнул он.

По словам депутата, пассажиры также не всегда получают полную информацию о поездке.

«Некоторые агрегаторы не дают информацию о реальной стоимости поездки. Нет возможности оплаты безналичным способом», — отметил он.

Кроме того, несмотря на технические возможности, агрегаторы не используют инструменты контроля.

«Несмотря на имеющиеся технологические возможности агрегаторы не контролируют скорость и движение машин, не ведут мониторинг отклонения от маршрута. Что также ставит под угрозу безопасность пассажиров», — сказал глава Фракции.

Также он указал на отсутствие в приложениях некоторых агрегаторов системы вызова экстренных служб и круглосуточной поддержки связи с клиентом.

«Миллионы граждан, ежедневно пользующиеся услугами такси, подвергаются потенциальному риску, а водители остаются социально незащищенными», — отметил Бейсенбаев.

В этой связи депутат предложил конкретные меры.

  1. Разграничить функции информационно-диспетчерской службы и цифровых сервисов для исключения дублирования.
  2. Ввести определение «водитель такси», закрепив их статус, права и обязанности. Обязать таксистов лично выполнять заказ без передачи третьим лицам, а также соблюдать минимальные санитарные требования.
  3. Проводить обязательное регулярное медицинское обследование взамен формальных ежедневных осмотров. Автоматизировать медицинский контроль через интеграцию с информационными системами Минздрава.
  4. Обязать агрегаторов обеспечивать страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей на каждую поездку.
  5. Информировать пассажиров о реальной стоимости поездки, осуществлять контроль скорости, движения, отклонения от маршрута, проверять соответствие данных водителя и автомобиля через государственные базы данных.

«Со своей стороны, депутаты Фракции готовы оказать содействие в разработке соответствующих законодательных изменений», — резюмировал Елнур Бейсенбаев.

Напомним, ранее в Казахстане имели место инциденты с участием водителей такси. Так, столичный таксист украл куртку пассажира и обокрал его квартиру. 

Также в Акмолинской области был задержан водитель такси inDrive в наркотическом опьянении.

Кроме того, стражи порядка оперативно разыскали неоплатившего такси акмолинца.