Василий Крась: Самое главное в фотографии – поймать решающий момент!
В мире, где каждое мгновение имеет значение, а эмоции могут быть запечатлены в кадре, есть люди, посвятившие свою жизнь искусству фотографии. Один из них —Василий Крась, фотограф газеты «Вечерняя Астана», который на протяжении двух десятилетий создаёт фотографии, отражающие жизнь нашего города. С момента своего первого рабочего дня в газете, Василий стал не просто свидетелем, но и активным участником многих историй, которые прошли через его объектив. В интервью для Elorda.info мы узнаем, какими насыщенными были эти 20 лет для нашего собеседника.
- Василий, поздравляем вас с таким замечательным юбилеем! Вы все эти годы даете читателям визуализацию событий, истории нашей страны, работая 20 лет в столичной газете. А как вы выбрали фотографию делом своей жизни?
- Фотографией я начал заниматься с детства. Дело в том, что мой папа занимался фотографией. И это было очень давно. Мы прятались в темной комнате, он меня звал с собой и под красным фонарем мы печатали фотографии. Мне было это очень интересно. Я тогда еще в школу не ходил. И как-то по всей моей жизни фотография прошла.
Я закончил машиностроительный техникум, но занимался фотографией. Закончил инженерно-строительный институт, но опять-таки занимался любимым делом. И все-таки в зрелом возрасте пришел к тому, что фотография - это мое!
Долгие годы работал городской службе быта. Было такое выездное фотобюро, мы фотографировали на выезде разные мероприятия, это напоминает то, чем я сегодня занимаюсь. И однажды произошел случай: ко мне обратилась за помощью моя знакомая - журналистка газеты «Вечерняя Астана» Эльмира Гильманова. А в редакции была проблема с фотографом и она меня попросила сделать репортаж. И мы сходили вместе на репортаж, помню, это было в городской больнице № 1. После этого Эльмира предложила зайти к редактору, так как в редакции не было фотографа. Я ей отвечаю, что работа у меня есть и меня она устраивает. Но как-то она убедительно настояла. А в то время был редактором газеты «Вечерняя Астана» Владимир Григорьевич Коченов. И почему-то я зашел к нему поздороваться, представился: говорю, так и так, был на репортаже и мне рекомендовали к вам зайти. И он задал мне лишь один вопрос: «У вас фотоаппарат есть?».
Вот так неожиданно 20 лет назад я попал в газету «Вечерняя Астана». Вот оттуда все закрутилось, завертелось...
Первые репортажи были сложными, для меня это было не очень знакомо, потому что до этого я снимал стационарные снимки. А здесь фотожурналистика предполагает оперативную съемку, быструю. Начал перестраиваться. Все знакомо, но нужна была оперативность. И стал работать, день за днем и вот уже много лет работаю в любимой газете.
- Какие съемки вам больше нравятся теперь?
- Я больше всего люблю фотографировать детей, природные и городские пейзажи. Но в нашей работе не приходится выбирать. Мы и аварии фотографируем, на крыши домов залезаем и в подвалы заходим. Везде приходится снимать. Мне довелось работать в президентском пуле журналистов, был аккредитован на Азиаду, которая проходила в Казахстане. И так получилось, что церемонию открытия я снимал в Астане, а закрытие было в Алматы.
Еще я занимался конькобежным спортом 10 лет, пока не получил травму и не сел в зрительские ряды. Был кандидатом в мастера спорта, чемпионом Казахстана. Когда строили ледовый дворец «Алау» в Астане, пригласили нас - бывших конькобежцев. Мы не допускали мысли, что у нас может получиться высококлассный конькобежный стадион. Мы были уверены, что это невозможно. К примеру, на катке «Медеу» в Алматы прекрасный лед, потому что там чистая горная вода. «Медеу» - был идеальной кузницей рекордов, славился на весь мир. Однажды меня пригласили на этапе строительства нового стадиона для того, чтобы получить совет. И первое, что я спросил: «А как вы будете делать лед, чем заливать, какой водой ? У нас ведь очень жесткая вода, а для коньков нужная идеальная, мягкая вода». Ну и вышли из положения так, стали фильтровать и заливать чистой хорошей водой. Сейчас у меня большая гордость за спортивные объекты столицы.
- Я понимаю, что каждый снимок требует определенной технической подготовки, знаний, как она проходит у вас?
- Дело в том, что я сам стараюсь готовиться к съемкам и другим говорю, что просто так повесить на себя сумку с фотоаппаратом и идти на съемку не правильно. Если ты идешь фотографировать событие по боксу, ты должен прочитать про этот вид спорта, посмотреть, как выбрать место и ракурс для того, чтобы сделать хорошую фотографию. Поэтому нужно к каждому репортажу готовиться. И для каждой съемки нужна своя аппаратура. Это очень важно.
- Вам никогда вам не хотелось открыть собственную студию и проводить разные фотосессии?
- У меня такой характер, всю жизнь я в движении, где-то хожу, много путешествую и сидеть в студии и смотреть на софиты, выбирать фон и фотографировать объекты наверное - это все-таки не мое.
- Раз вы сказали про путешествия, расскажите о самом запоминающемся путешествии.
- Путешествия я планирую два раза в год, из-за графиков отпусков в редакции. Поэтому один отпуск короткий беру зимой, другой летом. Летом, у меня стало традицией - я путешествую по Казахстану на машине. Я объездил всю страну, в Восточном Казахстане очень красивых мест, где можно фотографировать. Потому что наш Казахстан - неповторимый и очень красивый! Алтайские горы, Катон-Карагай, Чарынский каньон, озера, степь – это неописуемо красивые места, а какие у нас рассветы и закаты!
- А на телефон вы фотографируете с удовольствием или по необходимости?
- Телефон тоже позволяет делать хорошие фотографии, но меньше круг возможностей, а так отличные фото получаются. Даже существуют в мире выставки фотографий, которые снимают только на смартфоны.
- Кстати, о выставках. Ваши выставки за эти годы проходили?
- Когда мне исполнилось 60 лет, я провел персональную выставку, как дело своей жизни. Настояли мои друзья, товарищи, работники культуры. Это - 60 фотографий из моих путешествий.
- Отец вас привел в профессию. А вы смогли кому-то передать свои знания?
- У меня было много учеников, когда я работал в службе быта. Я был фотографом и заведующим бюро, ко мне приходили студенты училища, где готовят будущих фотографов и я их обучал уже на практике, помогая закрепить знания, которые они получили на лекциях. Тогда были пленки, ванночки, проявители и так далее.
- А нет ли у вас ощущения, что фотографическое дело изменилось?
- Меняется не только время, но и отношение к фотографиям. В целом большие изменения в технологиях. По поводу фотографий я скажу, что это все-таки большое искусство. Есть люди, которые водят машину очень хорошо, а есть, кого можно всю жизнь учить и он никогда этому не научиться. Точно так же с фотографией. Есть люди - схватывают моментально, не нужно даже объяснять, просто рукой чуть-чуть подтолкнул и все он ловит момент , а в фотографии это самое главное. Доли секунды. Это не видео, где можно поставить камеру и потом вырезать лишнее и убрать. Это буквально миг, который нужно поймать, точно также как в искусстве, есть люди склонные к нему и быстро развиваются. И есть такие, которых нужно долго учить.
А еще я уверен, что нужно делать семейные альбомы. Их можно как семейную память передать. Как по-другому мы покажем своим внукам своих прадедов? Я сам уже дедушка и у меня много внуков, и я счастлив, показывать им свои фотографии и фотографии их предков.
- Спасибо за интервью. Мы желаем вам творческого долголетия!