«Радикализация» и «радикализм»: в чем взаимосвязь понятий
Радикализм – первоначально применялся для того, чтобы описать стремление дойти до корня социальных проблем, хотя в настоящее время чаще используется для обозначения комплекса политических идей и действий, нацеленных на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов.
Радикализация же есть процесс, в ходе которого люди склонны к крайним убеждениям, включая готовность использовать, поощрять или содействовать насилию, с целью продвижения идеологии, политического проекта или дела в качестве средства социальной трансформации.
В основе процесса радикализации, приводящего к насилию, отмечается тенденция, в которой участвуют люди, разрывающие связи с теми, кто находится в их непосредственном окружении (семья, друзья, коллеги и т.д.) и продвигается по радикальному пути, который в конечном итоге может привести к насилию.
Говоря в кратце, насильственная радикализация влечет за собой:
- Принятие идеологии, которая становится образом жизни и основой для значимых действий для человека;
- Веру в объективность использования насильственных средств для содействия делу;
- Слияние идеологии и насильственных действий.
Радикальные точки зрения становятся проблематичными, когда они узаконивают, поощряют или подтверждают насилие, или формы насильственного экстремистского поведения включая терроризм и насильственные акты ненависти – в целях содействия определенной причине, идеологии или мировоззрению.
Лица, подвергающиеся процессу насильственной радикализации, могут поощрять, содействовать или осуществлять насилие во имя конкретной системы убеждений, поскольку они категорически убеждены в том, что их система убеждений является абсолютной и исключительной.
«Человеку с радикальной системой взглядов свойственно считать, что только его позиция является верной. Ему неприемлемо учитывать мнения других, склоняться к какому-либо компромиссу. И для радикала может быть естественным пойти даже на всякого рода крайности. Некоторым радикалам нет дела до логики, разума или чего-либо еще, кроме их идеологии. Даже если кто-то пострадает в процессе, для радикалов это нормально, пока они могут доказать свою точку зрения. Если вы окажетесь среди них, кто яростно спорит о политике, изменении климата, религии или на любую другую тему, вы, вероятно, молча говорите себе: «Почему он не передумает? Это ведь кажется таким очевидным!». Не только это, но кажется, что чем безумнее позиция другой стороны, тем упрямее они считают, что ошибаешься ты, а не они», – говорит религиовед Толганай Мустафина.
В Центре изучения религий отметили, что противодействие радикализму само по себе не является достаточной мерой: мы должны предпринимать шаги по его предотвращению, а для этого требуется использование «мягкой силы», направленной на сдерживание угроз, которые порождаются искаженным пониманием культурных особенностей, ненавистью и невежеством. Кроме того, мы должны использовать все инструменты дерадикализации для достижения данной цели.
А также, разработать и внедрить образовательные программы, создающих у учащихся учебных заведении иммунитет к идеям насильственной радикализации, и ослабить влияние сил, питающих это явление.
Специалист Центра изучения религий г.Астаны,
Бакытжан Актаев