Новости столицы

Как работает биометрическая система Face ID в поликлиниках Астаны

В 47 столичных поликлиниках стартовал пилотный проект, направленный на внедрение цифровых технологий для идентификации пациентов. Одним из таких медицинских учреждений является Городская поликлиника №7. Руководитель службы поддержки пациентов и внутренней экспертизы Акдидар Уалиева в беседе с корреспондентом Elordainfo.kz поделилась опытом работы с инновационной технологией.

Система биометрической идентификации была внедрена в медицинское учреждение 1 ноября текущего года. Одним из ключевых элементов нововведения является использование технологии Face ID для подтверждения личности пациента при приеме, а также возможность пройти проверку через 6-значный номер, получаемый через мобильное приложение eGov.

Фото: акимат Астаны

Когда пациент приходит на прием к врачу, небольшая камера, расположенная на рабочем столе, сканирует его лицо и сверяет с базой данных Комплексной медицинской информационной системы Damumed. Если по фото не удалось установить совпадение, пациента просят зайти в приложение eGov и назвать специальный код. В случае, если данные не совпадают, прием не будет засчитан.

«Данная система зарекомендовала себя в плане безопасности пациента. Идентификация пациента стала гораздо проще, также мы дополнительно сравниваем данные с удостоверением личности», — рассказала Акдидар Уалиева.

По данным Управления общественного здравоохранения столицы, система обеспечивает точную фиксацию оказанных медицинских услуг, исключая возможность фальсификации отчетности о визитах пациентов. Это, в свою очередь, помогает предотвратить нецелевое расходование как бюджетных средств, так и средств, уплаченных застрахованными гражданами.

Фото: Министерство здравоохранения РК

В Министерстве здравоохранения отметили, что с момента внедрения системы идентификации пациентов общее количество оказанных медицинских услуг предварительно снизилось на 24,5%.  

В Городской поликлинике №7 система тестируется около месяца, но, несмотря на преимущества, не все пациенты оказались готовы к нововведениям. В медицинском учреждении возникли трудности, особенно при обслуживании пожилых людей.

«Если у пациента есть смартфон, доступ в интернет, и он готов к нововведению, то проблем не возникает. Врачи быстро делают проверку, проводят прием, и на экране загорается зеленый цвет. Пациент уходит довольный. Однако есть такие слои населения, с которыми у нас возникли трудности. Face ID не всегда удается распознать возрастных пациентов. Тогда врачи пытаются несколько раз провести идентификацию, что занимает много времени. Если камера все равно не может определить лицо, то используем 6-значный номер, указанный в цифровых документах. Однако не у всех пожилых людей есть современный мобильный телефон или ЭЦП-ключ», — поделилась собеседница.

Если Face ID не удается пройти, то экран горит белым цветом — это означает, что поликлиника приняла пациента, однако учреждение не получит оплату за услугу.

Фото: акимат Астаны

Кроме того, трудности с биометрической идентификацией возникали и с детьми.

«В случае с детьми, данные считываются с законных представителей, так как у ребенка еще нет собственного ЭЦП. Однако не редко родители отправляют ребенка на прием к врачу с одним из старших детей, или вообще без сопровождающих. Мы объясняем родителям, что у нас нововведения, и они должны присутствовать с ребенком на приеме. В крайнем случае можно продиктовать 6-значный номер из приложения eGov. Однако некоторые родители отказываются от данной процедуры, опасаясь оформления кредита», — отметила Акдидар Уалиева.

В Управлении заверили пациентов, что утечка данных невозможна — зафиксированное фото удаляется автоматически после идентификации и не хранится в медицинской информационной системе.

Фото: акимат Астаны

В рамках реализации пилотного проекта в медицинских организациях была организована работа Службы поддержки пациентов, где специалисты готовы предоставить всю необходимую информацию и ответить на возникающие вопросы.

Планируется, что благодаря новой системе повысится доверие общества к системе здравоохранения. Пациенты перестанут обнаруживать в своих мобильных приложениях записи о медицинских услугах, которые, по их мнению, не были предоставлены.

В проекте участвуют как городские организации, так и частные клиники, заключившие договор с Фондом социального медицинского страхования. До конца года пилотный проект даст первые результаты в Астане, а с 1 января планируется поэтапное расширение системы на всю территорию республики.