Как работает автобусный парк в Астане
Ежедневно более полумиллиона жителей и гостей столицы используют общественный транспорт. Однако часто мы не осознаем, какой сложный процесс стоит за каждой поездкой. Корреспондент Elorda.info посетила автобусный парк №1, чтобы узнать о том, как устроена работа общественного транспорта столицы.
Один день из жизни водителя
Театр начинается с вешалки, а работа автобусного парка – с диспетчерской. Именно отсюда водители получают маршруты и указания. Диспетчеры, отслеживая передвижения автобусов в реальном времени, координируют работу всего общественного транспорта.
«Рабочий день водителя начинается в диспетчерской с получения путевого листа. Водитель показывает удостоверение диспетчеру и получает план маршрута. Затем работник отправляется в медицинский кабинет, где проходит тест на алкоголь и замер артериального давления. Медпункт водители посещают два раза – в начале и в конце смены», – рассказал заместитель правления компании Сабит Булатов.
После успешной сдачи медицинского теста водитель получает отметку о допуске к работе и отправляется на стоянку за автобусом. Следующий этап – это контроль технического состояния. Если автобус исправен, то водитель, следуя графику, выезжает на линию.
В конце смены водитель отправляется на мойку, расположенную на территории автопарка, а затем оставляет транспорт на стоянке.
Форс-мажорные ситуации
Несмотря на то, что оснащение автобусного парк №1 можно назвать «юным», поломки транспорта неизбежны. Для таких случаев на территории автопарка функционирует техническая зона, которая работает круглосуточно.
«За ночь наши специалисты могут отремонтировать 30-50 автобусов, и уже утром они выезжают на линию и обслуживают пассажиров. Каждая яма рассчитана на определенный вид ремонта. Есть для замены масла и для более объемной работы, например, ремонта колодок. Автобусы полностью ремонтируем своими силами, у нас есть специалисты разного профиля», – поделился главный инженер Бауржан Тлеубергенов.
На сегодняшний день в автобусном парке №1 функционируют 1035 автобусов, которые обслуживают 76 маршрутов (47 городских, 3 ночных и 27 пригородных). Для обеспечения комфортных и безопасных поездок трудятся 2000 человек, 70% из них – водители. Среди работников есть ветераны, которые обслуживают жителей города уже 40 лет. Также в Астане насчитывается семь женщин-водителей.
«На один автобус закрепляются два водителя. Работают по очереди, смена длится максимум 14 часов. Также есть технологические перерывы. В основном наши водители ездят на одних маршрутах, потому что они уже привыкли к дороге, жители города их уже знают, даже доверяют детей», – рассказал председатель правления Мадияр Тукпатов.
Помимо основных водителей, на каждый автобус назначаются дежурные водители. Такие сотрудники необходимы в непредвиденных случаях. Например, когда одному из основных водителей стало плохо.
Проверка на стрессоустойчивость
В автобусном парке отметили, что набор водителей идет на постоянной основе. В данный момент требуются порядка 100-200 водителей. Руководство относится серьезно к выбору работников – кандидаты проходят психологическую проверку и стажировку.
«Первое, на что мы обращаем внимание при приеме кандидатов, – это высокая стрессоустойчивость, низкая тревожность, отсутствие склонности к риску и наличие критичности. Важно, чтобы будущий водитель мог объективно оценивать свои поступки», – рассказала психолог отдела по работе с персоналом Айгуль Абдульманова.
Также во время стажировки, помимо теоретических и практических знаний, отрабатываются навыки коммуникации.
«Мы уделяем особое внимание психологическим блокам – мотивации, саморегуляции во время стресса, конфликтным ситуациям. Также мы проводим ролевые игры. Моделируем конфликты, которые происходят в других городах, и анализируем их, выявляем стратегии. Кроме того, мы работаем с действующими водителями по отработке коммуникативных навыков», – пояснила Айгуль Абдульманова.
Психолог отметила, что в случае необходимости для сотрудников проводятся индивидуальные занятия. А для ментальной разгрузки организовываются спортивные тренировки и соревнования.
О будущем
В автобусном парке №1 поделились направлениями развития, выбранными на ближайшие годы.
По словам руководства, особое внимание будет уделяться экологичности и цифровизации. В планах внедрить верификацию сотрудников при помощи FaceID, проверку на алкоголь с помощью алкотестера, сканирование сетчатки глаз и многое другое.
Также в 2025 году в связи с большой загазованностью в городе планируется приобретение 200 газовых и 100 электрических автобусов.