Новости столицы

Как изменился общественный транспорт столицы в 2024 году

Численность населения Астаны в 2024 году превысила 1,5 миллиона человек, и с каждым годом все больше людей выбирают столицу как место для карьеры и жизни. Чтобы справиться с возрастающими нагрузками на общественный транспорт в столице внедряются новые маршруты и инновационные решения. О том, как изменились городские перевозки в 2024 году, рассказывает Elordainfo.kz.

По данным City Transportation Systems (CTS), в этом году в рамках программы обновления автопарка столицы было закуплено 315 новых автобусов, 22 ожидают поставку. Эти автобусы отличаются современными техническими характеристиками, экологичностью и комфортом для пассажиров.

Фото: Elordainfo.kz/Мария Конюхова

В течение этого года были введены 13 новых маршрутов: №№ 42, 55, 58, 62, 63, 201, 202, 203, 501, 502, 503, 504, 505. Из них 5 — городские, 5 — экспресс-маршруты и 3 — ночные.

«Были открыты новые маршруты №№ 42, 58, 505, которые стали обслуживать районы, ранее не охваченные регулярным автобусным сообщением. Например, улица  Кумисбекова, мечеть Ырыскелды Кажы, проспект Туран от улицы Улы Дала до улицы Хусейн бен Талала», — рассказали в CTS.

Уходящий год стал знаковым для жителей села Отемис. Общественный транспорт впервые стал курсировать между селом и Астаной.

Также 1 июня в столице был запущен первый кольцевой маршрут № 55, который охватил основные транспортно-пересадочные хабы столицы, такие как «Дом министерств», «ТРЦ «Хан Шатыр», «ТД «Гулжан», «Қазақконцерт им. Розы Баглановой», «Филармония им. Е. Рахмадиева».

Фото: Elordainfo.kz/Мария Конюхова

Кроме того, в наиболее загруженных районах города увеличено количество рейсов в часы пик для уменьшения скопления пассажиров. С учетом запуска новых маршрутов в этом году количество автобусов увеличилось на 269 по сравнению с 2023 годом.

В 2024 году были добавлены Bus Lane на проспектах Мангилик Ел, Туран, Улы Дала, Аль-Фараби, а также на улицах Керей, Жанибек хандар и Ч. Айтматова.

Фото: Elordainfo.kz/Оңалхан Өнерхан

Также была проведена большая работа в направлении цифровизации и повышения безопасности.

«Для повышения удобства и безопасности пассажиров обновлены и модернизированы автобусы, в них установлены системы видеонаблюдения, что повысило уровень безопасности как для пассажиров, так и для водителей. Также внедрены новые технологии для мониторинга движения транспорта в реальном времени, что позволяет оперативно реагировать на задержки и изменения в расписании», — отметили в компании.

 

Фото: Elordainfo.kz/Мария Конюхова

В мае CTS запустили инновационный проект «Система видеоаналитики в общественном транспорте города Астаны».

«На одном автобусе маршрута № 24 установлены камеры, роутеры и бортовой компьютер, позволяющие анализировать данные в режиме реального времени. Камеры, расположенные напротив каждой двери, подсчитывают количество вошедших пассажиров и сопоставляют данные об оплате», — пояснили в ТОО.

Были введены новые электронные системы оплаты. Для жителей и гостей города доступны пять удобных способов: инновационные каналы, такие как Bluetooth, NFC, QR, бесконтактные транспортные и банковские карты, включая Apple Pay, Samsung Pay, а также оплата смарт-часами.

«Одним из значимых новшеств стало введение цифрового проездного для льготных категорий пассажиров. Теперь они могут использовать мобильные приложения для проезда в автобусе, что упрощает процесс и делает его более удобным. Внедрение бесконтактных карт и оплаты через смартфоны позволяет пассажирам быстрее и без очередей проходить в транспорт», — пояснили в CTS.

Еще одно вынужденное изменение — повышение стоимости проезда с 90 до 110 тенге. Стоит отметить, что тариф на проезд в городских маршрутах не менялся с сентября 2014 года.

Фото: Elordainfo.kz/Мария Конюхова

Изменения коснулись и долгожданной системы LRT — легкорельсового транспорта. В конце ноября завершилось строительство основных железобетонных конструкций станций линии. На участке эстакады завершена укладка первых опытных 500 метров рельсового пути. Этот тестовый этап позволит изучить влияние зимних погодных условий на состояние верхнего строения пути.

Фото: CTS

Также начато строительство депо, которое будет располагаться на территории площадью 16,84 га в районе Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев. Компания CTS уже объявила о предварительном наборе на обучение операторов поездов (машинистов) для работы на линиях легкорельсового транспорта.

В 2024 году в общественном транспорте Астаны произошло много изменений. Следующий год также обещает быть насыщенным. Например, запуск системы легкорельсового транспорта (LRT) планируется до конца 2025 года, что станет важным шагом в развитии городской транспортной инфраструктуры.