Мнение

Казахстан демонстрирует прогресс в повышении правовой грамотности – Назгуль Макжан

В последние годы Казахстан делает значительные шаги в развитии цифровой юстиции, и это заметно облегчает жизнь граждан и предпринимателей, считает заместитель председателя Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акимате города Астаны Назгуль Макжан, передает Elordainfo.kz.

«Мы помним, что в 2024 году были запущены важные инициативы, такие как «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей» и «Дни бесплатной юридической помощи», которые помогают людям получить консультации и разъяснения по правовым вопросам. Также важно, чтобы эти цифровые услуги были доступны всем, в том числе жителям отдаленных сел. Поэтому нужно уделить внимание информационно-разъяснительной работе, чтобы люди знали о новых возможностях. И, конечно, при ускоренной цифровизации первостепенное значение имеет безопасность персональных данных, ведь защита информации – ключевой фактор доверия граждан», – говорит Назгуль Макжан.

К тому же заместитель председателя Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике подчёркивает, что запущенные в 2024 году инициативы приведут к более масштабным изменениям в сфере правовой грамотности.

«В 2025 году запланированы еще более масштабные изменения. Планируется обучение 300 тысяч граждан основам правовой грамотности – это поможет людям лучше ориентироваться в законодательстве и отстаивать свои права. Внедрение ИИ-помощника «Айтеке» в качестве чат-бота для юридических консультаций и сбора документов значительно упростит доступ к правовой информации. А робот-судебный исполнитель, который теперь сможет заниматься задолженностями до 40 МРП, позволит гражданам избежать лишних трат и ускорит процесс исполнения судебных решений. Ожидается, что эта мера сэкономит населению внушительную сумму семейных средств», – отметила Назгуль Макжан.

Кроме того, в новой плоскости цифровизации правовых услуг Назгуль Макжан замечает существенное сокращение бюрократических барьеров.

«Цифровизация юстиции действительно упрощает работу. Электронный документооборот сокращает бюрократические процедуры, а удаленные сервисы позволяют оперативно решать правовые вопросы без необходимости тратить время на поездки в госорганы. Конечно, в обществе еще существуют стереотипы – многие предпочитают личный контакт с юристами или представителями органов юстиции. Но с каждым годом таких людей становится все меньше, ведь удобство цифровых решений очевидно», – говорит она.