Невидимых героев сцены показали в театре «Астана опера»
Если на сцене театра гаснет свет, а зрительный зал окутывает тьма – это задумка режиссера. Но если вдруг пропадает электричество, значит, что-то пошло не так.
В «Астана опера» рассказали о сотрудниках отдела энергетики, которые обеспечивают свет, уют и безопасность в театре. Они остаются за кулисами, но без их труда невозможно представить ни одну репетицию, ни один спектакль, передает Elordainfo.kz.
В отделе энергетики «Астана опера» трудятся 12 человек: главный энергетик, старший инженер, 2 инженера, 3 электрика и 4 дежурных электрика. У каждого своя зона ответственности, но всех объединяет одно – обеспечение бесперебойного электроснабжения театра.
«Наш отдел – самый главный в театре, – без лишней скромности отмечает дежурный электрик Асылбек Баттаков. – Если не будет электроэнергии, не будет ни спектаклей, ни репетиций, вообще ничего».
Дежурные электрики работают посменно – днем и ночью. Их можно встретить в любой момент: во время репетиций, спектаклей, концертов, даже во время экскурсий. Они следят за тем, чтобы все системы работали без сбоев, устраняют неполадки на месте.
Электрики занимаются монтажными работами: заменяют трансформаторы, устанавливают новые розетки и лампы, работают со схемами. Их труд – это сложная техническая работа, требующая опыта и знаний.
За всем процессом следят инженеры вместе со старшим инженером, который приехал в Казахстан из Венгрии и остался в нашей стране, – Янош Мужик. Он окончил Будапештский технический университет по специальности «Энергетика» и всю жизнь работает в этой сфере.
Электроэнергия – незаметная, но крайне опасная сила.
«Электрический ток – без цвета, без запаха, но если ударит, почувствуешь хорошо, – с улыбкой говорит главный энергетик Олег Стеценко. – Наша работа связана с риском, но мы строго соблюдаем технику безопасности и всегда держим ситуацию под контролем».
Каждый их день в театре «Астана опера» начинается задолго до появления первых сотрудников. Когда здание и сцена еще пустуют, электрики уже на месте. Они включают свет в коридорах и залах, обеспечивая условия для уборки, а затем взаимодействуют с основными службами театра.
«Кто-то проводит театральный урок, где-то идет репетиция, в другом зале снимают ролик для социальных сетей, и всем нужно освещение, – рассказывает Руслан Алпыспаев. – Мы находимся в постоянном движении, следим, чтобы всё работало».
Зрители приходят в театр, когда уже всё готово: в залах сияют люстры, на сцене – сложные световые композиции, а в коридорах и гримерных – уютный приглушенный свет.
«Еще до прихода зрителей мы должны убедиться, что везде всё работает», – рассказывают электрики.
Они включают оборудование, проверяют осветительные приборы, пересматривают все системы.
Но даже если техника запущена по расписанию, могут быть неожиданные просьбы: режиссер решит сделать затемнение сцены (ЗТМ) в новом месте, осветителям потребуется дополнительное питание, а кому-то из служб нужно будет срочно включить или отключить свет.
Перед началом спектакля дежурное освещение выключается, но так, чтобы никто не оказался в полной темноте.
«Для артистов мы включаем специальный синий свет – он не слепит, но позволяет видеть сцену, не спотыкаться и не падать», – объясняют специалисты.
Когда заканчивается антракт, важно, чтобы горел общий свет, чтобы зрители могли без труда найти свои места. А затем – снова мгновенно затемнить зал, вернуть атмосферу спектакля и включить синий свет для артистов.
«Всё должно быть сделано четко, без задержек, слаженно – тут есть свои небольшие хитрости», – говорит Олег Стеценко.
Осветители и электрики – профессии настолько схожие, что их часто путают. Одни отвечают за художественное освещение сцены, другие – за техническую часть, но все они работают с электроприборами.
Одна из самых сложных задач – замена ламп в театре. В «Астана опера» огромные люстры – в фойе, в Камерном зале, в Большом зрительном зале. Они выглядят роскошно, но лампочки в них тоже перегорают. А попробуйте их поменять! Для этого сотрудники используют строительные леса, электровышки, страховочные системы – на высоте работа ничем не уступает альпинистской.
«Основная люстра в фойе PENELOPE весит полторы тонны, ее высота – 5,5 метра и диаметр – 5 метров. В ней установлена 221 лампочка. А всего в театре 18 368 ламп, не считая наружного освещения. Каждый день где-то перегорает лампа, нет ни одного дня, чтобы нам не пришлось что-то заменить. А в прошлом году мы осуществили грандиозный проект на сцене – проложили 1,5 км кабеля от энергоблока до сцены и подключили 2 электрических шкафа с большой мощностью», – рассказывает Янош Мужик.
Только что заменили лампы в коридоре, а через минуту уже звонок: «Пройдите в другой зал». Таков ритм жизни электриков театра – бесконечный, незаметный, но необходимый, чтобы сцена каждый вечер озарялась светом, а театр творил свою магию.
Рабочий день заканчивается поздно. Когда зрители покидают зал, а артисты уходят со сцены, театр всё еще живет: в фойе фотографируются последние посетители, и только мягкое выключение света ненавязчиво подсказывает, что пора завершать вечер.
Несмотря на рутинные задачи, бывают моменты, которые приносят удовольствие. Один из них – театральные уроки для детей.
«Когда они приходят в театр, их глаза горят от восторга. Часто слышу: «О, я остался бы здесь жить!» Конечно, дело не в том, что мы просто включаем свет. Для них это настоящая магия – вот только что было темно, раз-два-три – и лампы зажглись. Они смотрят на нас, как на волшебников», – делится Олег Стеценко.
Электротехника развивается стремительно. Если раньше в театре использовали лампы накаливания, затем – люминесцентные и энергосберегающие, то сегодня в приоритете светодиодное освещение.
«Мы не просто меняем лампочки, мы изучаем новые технологии, меняем схемы, следим за экономией энергии», – добавляет главный энергетик.
«В рамках Года рабочих профессий отмечу, что эта профессия всегда будет востребована, – уверен Олег Стеценко. – Она хорошо оплачивается, знания пригодятся и в жизни, и в работе. А отличие театрального электрика еще и в том, что он может заглянуть на репетицию, посмотреть спектакль».
Так, оставаясь за кулисами, электрики создают условия для сотен людей – артистов, сотрудников театра и, конечно, зрителей. Они управляют светом, который делает театр живым, согревает его атмосферу и помогает рождаться большому искусству.