Национальные украшения – это целое искусство – Бахтияр Артыкбаев
Мнением о национальных украшениях поделился ювелир-художник, передает Elorda.info.
Казахские ювелирные украшения сохранились ещё с древних времён до наших дней. Материал изделий, узоры, натуральные камни несут в себе глубокий смысл и защитную функцию.
«Национальные украшения – это не просто изделия, а целое искусство и значительная часть национальной культуры казахского народа. Украшения создавались на основе древних традиций наших предков. Девушки носили их не только для красоты, но также для изгнания злых духов. Существует казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша. В ритуальную чашу для купания кладут 40 монет, драгоценные украшения, бусинки и игральные кости из серебра. В представлениях наших предков серебро всегда имело сакральный смысл, прежде всего, как оберег», - рассказывает ювелир-художник.
По словам Бахтияра, благодаря национальным обычаям, традициям и обрядам ювелиры расширяли ассортимент, изготавливая женские и мужские украшения, детали для костюмов, головных уборов и даже музыкальных инструментов.
«Ещё с ранних лет, согласно казахским традициям, девушкам было необходимо носить серьги. Поэтому разновидностей этого украшения было много. Обязательным украшением у девушек считались звенящие накосные подвески – шашбау. Они крепились у основания косы и спускались по всей длине волос. Это украшение подчеркивало красоту и густоту волос, олицетворяющих девичью красу. Согласно казахским поверьям, в волосах обитает часть души, а шашбау оберегает волосы звоном своих колокольчиков, отпугивая нечистые силы. Также одним из сложных украшений является шолпы, или подвески из серебра или монет, с помощью шнурков и лент, цепочек, вплетаемые в женские косы. Иногда для их изготовления ювелиры использовали серебряные монеты, и украшение приобретало другое название - «шаш-тенге». Монетки при движении создавали мелодию, и именно по звучанию нередко судили о характере и нраве молодой девушки. Одним из украшений, заслуживающих особого внимания, является амулет тұмарша. Согласно древним поверьям, он оберегает владельца от несчастья, сглаза, порчи и прочих напастей. Его изготавливают из кожи или цветных металлов, внутрь кладут текст с молитвами или клочок верблюжьей шерсти, считающиеся священными. Этот амулет носили как оберег и как украшение.
Өңіржиек - это нагрудная подвеска. Её носили замужние женщины и кормящие мамы, чтобы защититься от сглаза. С рождения женщины носили национальные украшения, которые могли рассказать о её статусе, возрасте и происхождении. Поэтому казахские национальные украшения считаются чем-то большим, чем просто история», - поделился собеседник.
Сейчас современная этническая одежда стала выражением национального стиля. Молодежь умело сочетают казахские украшения с трендами.
«У людей растёт интерес к тому, что отличает нас как нацию в мировом сообществе, как принадлежность к определённому этносу со своими традициями, культурой и языком. Казахские украшения богаты разнообразием, сакральными смыслами, ведь в них многовековая история. В данный момент популярностью пользуются практически все украшения: перстни, серьги, браслеты, кулоны, амулеты, изделия с родовой тамгой, а реже всего шолпы и шашбау, потому что их подвязывают к длинным волосам девушек. В современном стиле часто используют казахский орнамент. Это показатель красоты и специфики казахской культуры. Наши изделия обычно крупные, в отличие от минимализма, как в Европе. Поэтому сочетание национальных казахских украшений с современным стилем несёт свой колорит и, главное, выполняет основную функцию», - говорит герой материала.
Бахтияр Артыкбаев считает, что прославление и популяризация национальных украшений помогают во всестороннем развитии страны.
«Туристы часто покупают национальные ювелирные изделия в качестве сувенира на память о Казахстане. Например, казахские украшения, детали для одежды, головные уборы и многое другое. Таким образом, повышается узнаваемость нашей страны. Необходимо развивать казахское ювелирное мастерство и повышать планку», - заключает он.
Сабина Арыстан