Культура

«Астана Опера» показала костюмы героев оперы «Неистовый Орландо»

В преддверии премьеры оперы «Неистовый Орландо» Антонио Вивальди, которая состоится 4 и 5 октября в «Астана Опера», кипит работа. Каждый уголок театра живет подготовкой, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу «Астана Опера».

Мастера из пошивочного, бутафорского, реставрационно-поделочного цехов воплощают в жизнь эскизы художника-постановщика из Италии Мананы Гуниа, создавшей уникальные образы героев, а в зале проходят репетиции, где артисты вживаются в свои роли. Некоторые же из них отправились на примерки в пошивочный цех.

«Это не просто исторические костю, каждый из них отсылает зрителя в эпоху позднего рококо – конец правления Людовика XVI, где на закате старого режима и зарождения французской революции зримо проявляется граница между уходящей эпохой и наступающим новым миром. Именно этот период был выбран для постановки, чтобы передать уникальную атмосферу произведения. По задумке Мананы Гуниа, костюмы помогут показать перевоплощение героев. По либретто, созданному по мотивам поэмы Л. Ариосто, в опере центральная фигура – Орландо. Он не просто паладин и рыцарь, он военный, закаленный в боях герой, который дослужился до звания генерала. Перед нами не юный романтический персонаж, а зрелый мужчина, прошедший все ужасы войны. Его внутренний конфликт и путь к безумию станут главной линией спектакля, а перевоплощение героя, выраженное через костюм и игру артиста, будет развиваться по ходу действия. Орландо переживает этапы от легкого преследования до параноидальной шизофрении, которые заканчиваются катарсисом. Особое место в этом превращении занимает сцена безумия: герой раздевается, босиком носится по сцене, разрушая все вокруг. Это кульминация его душевного крушения, которое наступает после того, как он осознает, что Анжелика – не тот идеал, который он себе создал», — комментирует художник-постановщик.

Сцена безумия сложна и динамична: на фоне стремительного развития сюжета происходит смена костюмов и эмоциональных состояний героя. Технические сложности, с которыми сопряжена постановка, преодолеют благодаря профессионализму наших артистов. Молодые исполнители с огромным мастерством передадут все богатство и сложность образа Орландо, а роскошные костюмы в стиле позднего рококо с элементами барокко, помогут
воплотить в жизнь всю грандиозность происходящего на сцене.

Костюм волшебницы Альчины особенно привлекателен. Это главная героиня, которая по замыслу постановщиков будет алхимиком. Ее наряд — это воплощение тайных сил.

«В глубинах мрака и загадок в своем замке живет Альчина — колдунья, чья молодость и сила черпаются из сердец, которые она безжалостно похищает. Ее вечность построена на обмане и манипуляциях, она влюбляет в себя, а затем уничтожает своих жертв — мужчин, очарованных ее красотой и чарами. Их сердца — не просто символ ее побед, а материальная коллекция ее бессмертия, собранная на стеллажах на сцене. Альчина носит платье, как из далекой эпохи ее истинной молодости. Огромный кринолин, украшенный потеками крови и вышитыми сердцами, напоминает о ее темных деяниях. На ее платье
сверкает массивная брошь, изображающая уже ее собственное сердце — олицетворение силы и власти, которое она готова вырвать в любой момент, оставляя за собой следы крови, тонко изображенные бисером и стеклярусом. Этот костюм — не просто наряд, а трансформирующийся символ ее перевоплощений, где каждое движение добавляет или снимает детали, меняя облик в зависимости от ее мрачных интриг. Так, сердце, закованное в латы, становится символом этой постановки», - поясняет Манана Гуниа.

«За фасадом Альчины скрывается ее истинное лицо, ее душа, которую воплощает артистка миманса. Эта душа — уродливое, разрушенное создание, отражающее внутреннюю сущность колдуньи. Полурептилия, полускелет, она постоянно присутствует на сцене, повторяя за Альчиной движения и принося сердца ее жертв. Грим и парик превращают ее в живого мертвеца — тень, которая беспрестанно напоминает о настоящей природе колдуньи. Этот образ — зловещая двойственность между внешней красотой и внутренней тьмой, где Альчина продолжает сохранять иллюзию молодости, несмотря на свое истинное, безобразное лицо», - рассказывает художник.

Оглянувшись по сторонам, можно увидеть множество военных костюмов, вероятно, потому, что большинство героев — это воины, а здесь расположился костюм даже женщины-воина. Артисты, пришедшие на примерку, рассказывают, что в процессе спектакля их ждет очень много переодеваний, которые происходят буквально за минуты. Но благодаря тщательным расчетам Мананой Гуниа времени на переодевания, костюмы сшиты так, чтобы их можно было как можно быстрее сменить. Особый интерес представляет второй персонаж миманса, он привлек наше внимание своими перьями. Оказалось, что это наряд фигуры без слов и без вокала – злой дух, слуга, Альчины, который помогает ей в ее темных деяниях. Он одет как крылатый змей, с перьями черного ворона, змеями, ползающими по нему, и зловещим шлемом, что создает очень мрачный образ.

Немалую роль в создании визуальной магии постановки играют бутафоры театра. Здесь словно творится своя алхимия: заливаются формы для шлемов, вытачиваются кирасы и отливаются детали костюмов. Мастера не уступают скульпторам, создавая реквизит, который будет выглядеть правдоподобно на сцене.

«Декорации постановки минималистичны, но наполнены символикой. Одна из самых выразительных — коллекция забальзамированных сердец, которые реагируют на магическую силу Альчины. Когда она теряет магию, сердца начинают угасать. Это очень красиво и интерактивно», — заключила Манана Гуниа.

Премьера обещает стать настоящим событием, где музыкальная сила Вивальди, роскошность костюмов и декораций создадут атмосферу, погружающую зрителя в удивительный мир барочной оперы.