Алан Бурибаев поставил «Евгения Онегина» в Словении
- Алан Аскарович, вы уже работали над «Онегиным» в Большом театре и в «Астана Опера». В следующем сезоне вам предстоит работа над этой оперой в Хельсинки, в Финской национальной опере. Какие особенные черты несет эта новая постановка в Любляне?
- Вы знаете, поразительно, каждый раз меня не покидает ощущение свежести и многогранности этого произведения, и то, что всегда оно удивляет чем-то совершенно новым. После интереснейших постановок, которыми я дирижировал, знаковых режиссеров Чернякова или Ливермора, мне было интересно, какой взгляд на это произведение у известного европейского режиссера Винко Медерндорфера, поставившего этот спектакль. Его прочтение «Онегина» одно из самых драматичных, которые я видел. Для него это произведение полно самых сильных страстей, чуть ли не сводящих с ума главных героев. В то же время я много работал над тем, чтобы все подтексты и нюансировка в интонациях передавалась как можно яснее. Артисты с интересом шли навстречу, хор много двигался и танцевал, в оркестре я старался выявить как можно больше красок в этой волшебной партитуре. Украсил спектакль и балет, хореография Росаны Хрибар.
- Вы не в первый раз дирижируете в Словении, до этого вы там исполняли симфоническую музыку?
- Да, впервые в Любляне я дирижировал еще совсем молодым. Хорошо помню свой дебют с «Музыкой королевских фейерверков» Генделя с прекрасным Словенским филармоническим оркестром. В последующие годы дирижировал в филармонии, а в оперном театре сейчас дебютировал с «Онегиным». Любляна – интересное место, по-моему, просто рай для человека, занимающегося искусством. Оно здесь на каждом шагу. В двух шагах от оперы – два музея: современного искусства и классической живописи. Центр города пересекает улица имени Бетховена, связанного с филармонией, которая здесь существует с 1701 года, а по дороге в театр я всегда прохожу и мысленно здороваюсь с памятником Густава Малера, глядящего на реку.
- Очень интересно, а какие планы у Вас на ближайшее время?
- После работы заграницей, всегда очень тянет на Родину, к семье, и конечно, жду работы с коллегами. 16 и 17 июня мой любимый спектакль «Дон Карлос» Верди, а 12 и 13 июля не менее любимая «Турандот» Пуччини. Кроме того, будем закрывать юбилейный сезон «Астана Опера» грандиозным симфоническим концертом 16 июля, где впервые сыграем Симфоническую сюиту из нашей замечательной национальной оперы «Курмангазы» Ахмета и Газизы Жубановых. Также с виолончелисткой с мировым именем Цзин Чжао исполним на этом вечере виолончельный концерт Антонина Дворжака. Мы с ней ранее гастролировали вместе в Японии, и я рад, что она приняла приглашение выступить в Астане. А завершим концерт и юбилейный театральный сезон грандиозной Первой симфонией Малера «Титан». Мы уже играли его Вторую, Пятую и Восьмую симфонии, и после этого совершенно логично исполнить сверхоригинальную Первую, узнать «с чего же все началось».