Культура

Что казахстанцы могут взять с собой на Марс?

Как сообщили организаторы, космическая тема в искусстве достаточно популярна, в том числе в кино, литературе, музыке, в индустрии спорта и моды, в компьютерных играх. В связи с этим,  в памяти большинства людей при слове «космос» всплывают описание красот космоса, абстрактный  визуальный образ вселенной, фотографии Гагарина, фрагменты черно-белых документальных фильмов, образы персонажей из  культовых голливудских фильмов «Звездные войны», «Чужие», «Хищники» и других киногероев.  Тематическая выставка, которая проходит в БЦ «Москва» больше  сосредоточена на фокусе личного отношения авторов к космосу и времени. Художники словно создают бортовой журнал, чтобы документировать события,  передать и сохранить информацию для воображаемых наблюдателей из космоса.

Выставочный проект состоит из двух больших независимых разделов, удачно дополняющих друг друга, поскольку их объединяет общая тема – человек и космос. Он стал хорошим подарком к 30-летию Независимости Республики Казахстан и 30-летию полёта в космос первого казахстанского космонавта Токтара Аубакирова. На выставке вниманию  астанчан презентовали не музейные экспонаты, а удивительные истории о них.  Первая часть «Музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов» позволит зрителям не только узнать много нового и интересного, но и увидеть то, на что люди, увлечённые осмотром крупных образцов космической техники, обычно не обращают внимание.

 

По словам директора Platforma projectroom Айгуль Ибраевой,  в  разделе «Бортовой журнал Землянина» фиксируются и тщательно документируются события, которые происходят на нашей планете.

«У землян настолько богатое воображение, что в журнале вы найдёте не только события, которые происходят на Земле, но также описания снов и ярких впечатлений о воображаемом космосе. Некоторые отрывки из Бортового журнала мы можем здесь опубликовать, чтобы подстегнуть интерес зрителя. Илон Маск собираетcя освоить Марс ‒ мы же будем документировать процесс подготовки землян к далекому путешествию. Так как земляне пребывают в твёрдой уверенности, что космос не только где-то там далеко, но и внутри нас, и мозг человеческий является частью космоса, то как бы и не нужно физически, преодолевая гравитацию, лететь непонятно куда, когда он всегда с тобой! Счастливые представители человеческой расы, которые называют себя художниками, смогли нащупать в себе выход в пространство вселенной путём созидания и творчества. Как раз они и попытаются объяснить, далёк или близок нам космос», — отметила Айгуль Ибраева.

В серии работ под названием «Кереге» художница  Айгерим Мажитхан в технике сухого валяния изображает сетку кереге и голубое небо. Создается ощущение, что каркас юрты не покрыли войлоком. Таким образом создается ассоциация, что кереге — это решетка, которая сдерживает, не дает полного обзора на небо. Но постепенно стенки кереге отдаляются друг от друга, и в конце, в третьей работе остается только небо.

Три   антропоморфные    фигуры    изображают    застывшие    моменты    из настроения человека. Автор  групповой скульптуры «Субъекты в пространстве» Абылай Мурашбеков старался показать своё видение личностей, увязших в неизвестности. Исполнение в скульптурном объёме помогает больше понять зрителю личное состояния автора, позволяя обойти и приблизиться к работам. По задумке низкорасположенные фигуры помогают зрителю быть на «равных» с автором и быстрее ощутить состояние тревоги, показывая через форму ощущение неизвестности и смирения.

На создание работы «1 + V»  в виде импровизированной  циновки из шерсти и травянистого растения чия  молодую художницу Айдану Кулахметову вдохновили карантинные будни.

«Последние два года были очень сложными для всего человечества. Внезапный вирус охватил мир и теперь уже ничто не будет прежним. Есть множество факторов из-за которых возможно случится экстренная эвакуация людей на другую планету. Но перед тем как это случится, я бы хотела оставить небольшой след и подсказку для другого поколения и других живых организмов на планете Земля. Бытовое название вакцины прямо перекликается с названием первого посланца человечества, отправленного покорять космические пространства, а – это не только порядковый номер, но и Victory («Победа»). Символизм данной работы заключается в том, что и сам спутник, и вакцина, являются пионерами, каждый в своей области. Чтобы прочитать работу, наведите камеру своих смартфонов на QRcode и пройдите по ссылке», — говорит художница Айдана Кулахметова.

Центральное место экспозиции занимает красочная  инсталяция с чемонадами Асхата Ахмедьярова  «С новосельем!», где автор пофантазировал на тему того, что казахстанцы могли бы взять  с собой на Марс не только самые необходимые предметы быта, но и духовные символы.

«Заселение Марса людьми продиктовано необходимостью спасения человеческого рода на случай глобального катаклизма, грозящего исчезновением всего человечества на Земле. Пандемия COVID-19 — первая ласточка не безосновательности таких опасений. Программа колонизации Марса, разработанная Илоном Максом, реально рассматривает формирование атмосферы и биологической среды на поверхности Марса в отрезке 1000 лет. А отправление людей, пока в подмарсовые модули для жизни, намечено на ближайшие 10 лет. Любая новая среда для колонизаторов агрессивна и неприветлива, так было, к примеру, во время   открытии Америки. Но если земной континент первопроходцев встречал воинственными туземцами и незнакомыми болезнями, то красная планета — отсутствием условий для жизни. В проекте «Привычное занятие» колонизацию Марса я представляю как сатиру развитому в современном человеке потребительскому мышлению.  Перед отправкой в новые места в чемодан мы кладём свои привязанности, слабости, привычки и ценности. Минимальный набор всего, что гарантировало бы выживание в незнакомой локации. И если завтра вам скажут, что вы прошли отбор в группу первооткрывателей Марса, что бы вы взяли с собой в это длительное путешествие? С собой на новую планету, где вы будете рассаживать не только простейшие виды растений в виде лишая для выработки кислорода, но и новое сознание человека без земных пороков»,- делится мыслями Асхат Ахмедьяров.