Культура

Премьера национальной оперы-балета «Калкаман - Мамыр» прошла в Астане

Необычный спектакль в синтетическом жанре стал адаптацией сказки классика казахской литературы Шакарима Кудайбердиева о двух влюбленных - смелом и мужественном батыре Калкамане и нежной степной красавице  Мамыр, которые влюбляются, но им запрещено жениться из-за традиционных обычаев, что приводит к трагедии для пары молодых влюбленных.

Новая постановка посвящена 165-летию Шакарима Кудайбердиева. По замыслу Юрия Александрова, несовместимые жанры, сочетающие элементы оперы и балета, гармонично переплетаются между собой в сценическом представлении. Танцовщики, олицетворяющие души главных героев, словно становятся проводниками в потусторонний мир.

По словам Юрия Александрова, музыка Балнур Кыдырбек образна, ситуативна и многослойна. Балетные эпизоды также уводят от оперных клише и в этом смысле получаются интересные и неожиданные сочетания. Всего в спектакле задействовали более 200 человек, в том числе солисты, артисты хора и балета, симфонический оркестр.

Кроме того, эффект полного погружения в спектакль создается с помощью красочных видеопроекций.  

«Мы применили интересные находки с абстрактной живописью. В наших декорациях присутствует абстрактная проекция, которая выполнена в технике 3D. Там не было привычных обычных и  обработанных видеофрагментов. Это довольна сложная и большая работа, которая создает мощное впечатление у зрителей», -  отметил сценограф Павел  Драгунов.

Художник по костюмам Софья Тасмагамбетова подчеркнула, что костюмы для хора весьма объемные, а артисты балета облачены в контрастные легкие и воздушные наряды.

Композитор Балнур Кыдырбек подчеркнула, в театре «Астана Опера» опера-балет обрела второе дыхание. Ранее она уже ставилась в столичном оперном театре имени Куляш Байсеитовой.

По словам режиссера Юрия Александрова, в основе лиро-эпической поэмы Шакарима Кудайбердиева  лежит драма о невозможности брачных родственных отношений. В новой постановке весьма интересно решена сцена плача Кокеная. После совершенного убийства он проходит один сквозь толпу и понимает, что не сможет жить с таким тяжелым  грузом на душе.

«Когда плачут мужчины это большая трагедия. По сюжету Кокенай стоит перед выбором между властью и собственным ребенком.  Тем не менее, он не может идти против  воли народа.  Это серьёзная отрицательная сила. Народ всегда нравственно чист, его нельзя судить. Конечно, бывают моменты оглупления и зомбирования населения. Люди превращаются в озлобленных  слепцов, напоенных негативом, обидой и яростью. Тем не менее,  народная чистота и непорочность все-таки одерживает победу. Ощущение преступности содеянного заставляет очнуться разъяренную толпу. В финале сгорбленные фигуры в странных халатах сбрасывают камни с сожалением о том, что погибла  молодая влюбленная пара», – заключил режиссер.