Культура

Мода в стиле рококо: как прошла премьера балета «Золушка» в «Астана Опера»

Хрестоматийный сюжет о милой замарашке Золушке, основанный по мотивам произведения Шарля Перро, по-прежнему не перестает вдохновлять на создание новых фильмов, сериалов и театральных постановок. В отличие от предшественниц современные Золушки становятся более эмансипированными, амбициозными и упорно стремятся реализовать карьерные амбиции без посторонней помощи.

Милая мечтательница Золушка, прекрасный принц, добрый дух, веселый король, вредная мачеха с дочерьми Сладкоежкой и Чухуньей, а также другие сказочные герои снова заставили публику поверить в чудеса.

В классический сюжет балета Прокофьева о том, как благородный принц после бала находит красавицу по потерянной туфле, по задумке приглашенного немецкого хореографа Раймондо Ребека, внесены некоторые коррективы. Главная героиня, которую злая мачеха превратила в служанку, перевоплотилась в модельера, а принц предстал в образе диджея.

Заместитель директора театра Астана Опера Толеубек Альпиев  на пресс-конференции подчеркнул, что этот спектакль во многом отличается от других отечественных и зарубежных постановок. 

«История Золушки - лучший пример того, что при  желании  девушки способны изменить свою судьбу, достичь больших высот и воплотить мечты в реальность. Нам хотелось, чтобы в театре появилась особенная постановка, поэтому действие балета перемещается из прошлого в настоящее время. Если в других спектаклях мне предоставлялась творческая свобода, то здесь предстояло следовать четкой структуре в соответствии с классической музыкой. Таким образом, мне удалось воплотить давнюю идею и поработать над новой версией любимой семейной сказкой», –  сказал Раймондо Ребек.

По словам художественного руководителя балетной труппы театра «Астана Опера» Алтынай Асылмуратовой, артисты несколько месяцев усердно готовились к премьерному показу спектакля. 

«Золушка» – непростой спектакль с выразительной, но местами достаточно сложной хореографией в стиле неоклассики с элементами поп-танца и брейк-данса. Действительно, в результате творческих экспериментов получился оригинальный балет с красивыми костюмами и необычной сценографией. Начиная с 1945 года, эта волшебная сказка ставилась в разных театрах мира. Например, в постановке Рудольфа Нуриева ее действие происходит в Голливуде. Уверена, что наши артисты представили не менее захватывающую романтическую историю», – отметила она.

Сценография, созданная Йоко Сеяма, впечатляет. С первых минут приковывают взгляды карета Золушки в виде туфли, гироскутеры, элегантные зонтики, старинный фотоаппарат, бумбокс, огромные наушники с короной, светящиеся манекены с роскошными бальными платьями и яркие видеопроекции, ассоциирующиеся с книжными страницами. 

Художник по костюмам Франсуа-Ноэль Шерпин считает, что важную роль играет не только красота, элегантность, но и удобство стильных костюмов эпохи барокко. В частности, своеобразным чудом можно назвать и сцену преображения Золушки, которая за считанные секунды по взмаху волшебной палочки превращается в принцессу. Особенно удивляет сцена бала с показом мод и клубными танцами.

Золушка, которую воплотили примы-балерины Айгерим Бекетаева и Мадина Баспаева,  нежная, хрупкая, обаятельная и одновременна самодостаточная и независимая девушка, которая целыми днями трудится в домашнем ателье, чтобы стать знаменитым фэшн-дизайнером. 

В эксцентричных партиях мачехи и сводных сестер артистки проявили настоящий комедийный талант. Публика не скрывала смеха, когда забавная злобная семейка примеряла хрустальную туфельку.   

Дирижер  Абзал Мухитдин пояснил, что в новой постановке в качестве музыкальных вставок прозвучали мелодии Джимми Дюранта, Билли Рэя Сайруса, Джеймса Брауна и Луи Армстронга.

«Конечно, когда я узнал, что в спектакле появятся фрагменты современных аудиотреков, то был немного шокирован. Затем мы пообщались с композитором–аранжировщиком Дэвидсоном Джаконелло, который занимался совмещением музыкального материала, тогда  все тональности  удачно сошлись. Такое сочетания классической  музыки  прошлого века и  современных аудиотреков оживляют не только популярные песни, но и интершумы. Мне кажется, получился интересный, разнообразный глубокий по содержания спектакль, следующий модному тренду мультиреальности», – говорит Абзал Мухитдин.

В целом, непременно стоит посмотреть балет «Золушка», чтобы  вновь вернуться в счастливое детство и поверить в добрую сказку о любви с хэппи–эндом.