Вечная история любви: артисты «Астана Балет» выступили в Almaty theatre
Знаменитый народный эпос не раз был поставлен в разных форматах и жанрах, имея множество разнообразных обликов. Однако, именно сплав некоторых музыкальных направлений, которые гармонично перекликались между собой на этом вечере, создали то волшебство, от которого захватывало дух у всех присутствующих в концертном зале. Единение музыкальных вибраций и движений тела рисовали в фантазиях зрителей незабываемые картины и заставляли испытывать все эмоции, сопереживая героям постановки. Спектакль пронизан реминисценциями из древнетюркской космогонии, воссоздающих колорит кочевой культуры. В художественную ткань балета органично вплетены образы древнетюркской мифологии.
Новый балет отличается современным подходом к воплощению эпического сюжета: авторы трансформируют его, чтобы добиться многогранности конфликта и большей зрелищности. Постановка осуществлена силами молодой, но уже заявившей о себе рядом ярких постановок труппы театра «Астана Балет». Его художественный руководитель Асель Курманбаева, осознавая острую нехватку в современном репертуаре казахстанских балетов, отважилась на довольно смелый эксперимент. В новом национальном балете зрелищная сценография, классический, народный и современный танец органично сочетаются с яркими музыкальными образами. Этот коллектив в силу молодости и предоставленной ему свободы творчества, не скованный рамками балетного академизма, как нельзя лучше подходит для экспериментов и поиска новых путей развития казахстанского искусства.
Балет создан в тесном творческом сотрудничестве балетмейстера-постановщика Георгия Ковтуна и известного казахстанского композитора Актоты Раимкуловой, а также международной постановочной группы художников и балетмейстеров.
Главной изюминкой балета «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» стал особый творческий метод, использованный композитором Актоты Раимкуловой - гармоничное сочетание европейского оркестра и ансамбля казахских традиционных инструментов в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля «Туран» и симфонического оркестра театра «Астана Балет» под руководством дирижера Армана Уразгалиева. Именно Актоты Раимкулова в истории казахстанского музыкального искусства одной из первых переосмыслила этническую архаику, богато воплотив её современными оркестровыми средствами уже в ранних своих произведениях. Сегодня невозможно представить себе современный казахский балет, ограничивающийся только средствами симфонического оркестра. В этом смысле балет «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» является вершиной творчества композитора, воплощающей опыт, накопленный в разнообразных произведениях в жанрах симфонической, камерной и этнической музыки. Современные композиционные приёмы не перегружают музыку, а, наоборот, делают её похожей на кинематографический саундтрек.
Особого внимания заслуживает художественная сторона спектакля: оформление сцены и костюмов. Костюмы художника Анны Ипатьевой решены в лучших традициях модернистской красочности Льва Бакста и Гульфайрус Исмаиловой – именно так, как широкая аудитория ожидает от классического искусства. На сцене нет какой-то хитрой машинерии, но очень современным делает её оформление многослойный мультимедийный фон видеохудожника Дмитрия Шамова, оживляющий всё сценическое пространство. Все элементы декораций подвижны и являются частями своего рода сцены-трансформера, движение которой отмечает границы сцен и картин. Международную команду оформления спектакля возглавил художник-постановщик Дмитрий Шамов.
По завершении балета «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» взыскательная публика по достоинству, стоя, громкими овациями и восторженными возгласами «браво», «брависсимо» и «бәрекелді», оценила великолепие музыки, виртуозное мастерство артистов и музыкантов, красоту декораций, отобразивших национальный колорит, что, в свою очередь, не могло не вдохновить каждого присутствующего на сцене к новым вершинам и победам на мировом музыкальном олимпе.