Культура

Героический эпос в сочетании с новыми технологиями: Чем публику «Астана Опера» удивила премьера оперы «Алпамыс»?

Новое прочтение легендарного мифологического сюжета оперы Еркегали Рахмадиева «Алпамыс»  в постановке Юрия Александрова, где герой встречается с добром, преданностью и любовью, построено на переплетении фантазийного и реального миров. Режиссер признается, что к национальной опере надо подходить как высочайшим образцам драматургии европейского уровня.  В прошлом он уже был знаком с творчеством  композитора Еркегали Рахмадиева, так как поставил оперу «Абылай хан» в Алматы, которая удостоилась государственной премии. Юрий Александров признается, что считает себя целинником, поскольку 20 лет назад был одним из основоположников первого столичного оперного театра имени Куляш Байсеитовой. Тем не менее, необходимо было найти новые подходы, чтобы привлечь не только взрослую, но и детскую аудиторию.

«Поскольку жанр cпектакля обозначен как  фэнтези, то мы долго искали варианты, позволяющие зрителям увидеть  что- то новое и неожиданное. Это трогательное сочинение, рассказывающее о  человеческих страданиях  Алпамыса и Гульбаршин. Они много вынесли ради своей любви. Здесь  особая героика, так как это не пафос. Сложно было работать с таким материалом, потому что надо внедрятся «скальпелем» в подсознание артистов»,-пояснил Юрий Александров.

На фоне полотна в виде тюля- гобелена, где демонстрируются сложные проекции, 3D-эффекты, видео, анимации, компьютерная графика разворачивается главное действие стройной музыкальной драматургии, воспевающее героический подвиг батыра Алпамыса, обладающего недюжинной силой, который несмотря на все сложности бытия, страшный плен и противоборство с абсолютным злом, выходит победителем и освобождает свой народ от кровожадного захватчика Тайшык хана. Художники Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов подчеркнули, что многофункциональная, очень подвижная, специальным образом окрашенная ткань в соответствии с развитием сюжета будет видоизменяться и преображаться: становиться то небом, то землей, то шатром, то вулканом.

Центральным символом повествования по оригинальной режиссерской задумке выбран образ   Матери- Земли, олицетворяющий борьбу казахского народа за свободу, независимость и родную землю. Грандиозность и величественность образа  в исполнении Салтанат Муратбековой, поющего на пятиметровой вершине гигантского  холма, кратере вулкана. Исполнительница отметила, что ей весьма близок этот лирический образ, где в статичном положении нужно показать всю драму оплакивания погибших воинов через голос.

Контраст фантазийных сцен с участием колдуньи Мыстан в неповторимой интерпретации Бибигуль Жанузак, коварных прислужников темных сил резко оттеняет изящный интерьер роскошного дворца Тайшык хана. В образе жестокого правителя Шынгыс Расылхан достоверно передал трагедию человека, убившего собственную дочь.

Исполнитель партии батыра Алпамыса Расул Жармагамбетов сообщил, что впервые познакомился с оперой в работе над ролью. Он уверен, что каждый современный казахский джигит на генетическом уровне связан с героической историей предков.

«Алпамыс, прежде всего, герой, спаситель и защитник народа, сильный и смелый, способный повести за собой войско и одолеть беспощадного врага. При этом он батыр с большим сердцем, искренне любящий свою родину, свою мать и Гульбаршин»,-сказал он.

По словам Айгуль Ниязовой, музыка  Рахмадиева  не может оставить равнодушным слушателей, так как каждая нота требует большого внутреннего переживания и вложения эмоций и энергетики.

«Моя героиня  Гульбаршин- олицетворение женственности. Она нежная и хрупкая, вместе с тем обладающая мощной внутренней силой.  Не смотря на переломы судьбы, на она сохранила  верность и преданность своему любимому батыру Алпамысу. В финале эта вселенская любовь приводит к торжеству мира. Надеюсь, что зрители проникнутся получат большое удовольствие и спектакль на долгие годы останется в нашем театре»,- пояснила она.

Салтанат Ахметова, исполнившая партию Карагоз, подчеркнула, что каждый артист, задействованный  спектакле, после постановочного периода получил полезные знания и навыки.

«Опера «Алпамыс»- масштабное  произведение, написанное в прошлом веке. Если мы привыкли к  классике с четкой квадратной структурой, то теперь пришлось проявить гибкость, чтобы понять и воспроизвести непонятную музыку. Изначально я представляла свою героиню Карагоз дерзкой дочерью хана. На самом деле, это самый юный персонаж, в котором заложена духовная сила.  Она бескорыстно пожертвовала собой и отдала свою жизнь за другого человека. Карагоз можно сравнить с  цветком, который оказался в окружении алчных придворных, но сохранил свою чистоту до конца своих дней. Также ее можно сравнить со священной мифологической птицей Феникс, пожертвовавшей собой, чтобы восторжествовало добро»,-  сообщила Салтанат Ахметова.

Дирижер Абзал Мухитдин  добавил, что была проделана большая работа по оцифровке музыкального материала, что предоставило возможность солистам, концертмейстерам выучить партитуру в более сжатые сроки. Он отметил, что музыке Рахмадиева свойственны необычные гармонии, неквадратная структура такта, постоянные переменные размеры, характерные для казахских домбровых композиций. Что интересно, там присутствуют фрагменты, отсылающие слушателей к знаменитым кюям «Сарыарка» и «Кiшкентай» Курмангазы

 «Мы создали музыкальную партитуру на основе двух предыдущих версий  клавира  и издали новый более читабельный вариант. Затем мы перекомпановали оперу совместно с дочерью композитора, консультантом проекта Наилей Рахмадиевой. Также добавилась музыка, которая не исполнялась  в московской версии. Я восстанавливал партитуру из  карандашных набросков Еркегали Рахмадиева. Этот музыкальный материал от первой до последней ноты написан композитором, но почему- то не вошел в ту версию, которая шла раньше. В целом, двухактная опера заканчивается грандиозным праздником торжества жизни»,- пояснил Абзал Мухитдин.

 По словам артистов, опера «Алпамыс», которая  не ставилась на родине на протяжении 30 лет, станет для меломанов отличным подарком в канун  Дня Независимости.