Культура

Дамы расследуют убийство на премьерном спектакле «Восемь любящих женщин» в ГАРТД имени М.Горького

В новой постановке  приглашенного российского режиссера Вячеслава Виттиха в жанре трагикомического детектива переосмысливается классический сюжет с убийством главы семьи, совершенным под Рождество и подозреваемыми женщинами, проживающими под одной крышей в заснеженном загородном поместье. За 60 лет эта пьеса обошла площадки многих театров мира. Знаменитый фильм Франсуа Озона «8 женщин» двадцать лет назад  собрал внушительный состав звезд французского кино. Ироничное сценическое действие быстро вовлекает зрителей в качестве соучастников преступления и держит в напряжении до неожиданной развязки в финале. Неповторимая красота, шарм разных женские типажей позволяет публике погрузиться в таинственный мир  отдельного взятого преступления и от души посмеяться над человеческими пороками. Домашнее расследование приводит к тому, что зрители узнают множество нелицеприятных фактов о главе семьи Марселя и его «любящих» женщинах, ведь любая из них вполне может оказаться убийцей.

Калининградский режиссер Вячеслав Виттих сообщил, что всегда мечтал поработать  с женским коллективом, чтобы понять женскую природу и разобраться в том, что мужчинам неведомо. Раньше он не ставил спектакли в жанре детектива, но у него были постановки, содержащие детективные истории. Собеседник считает, что многим людям было бы любопытно представить себя детективом, чтобы  разобраться в сложных и запутанных жизненных ситуациях.

«Неторопливая вступительная часть спектакля заставляет зрителя погрузится в представление каждой героини. Для этого есть отдельная  музыкальная отбивка с отдельным выходом нового персонажа. Он знакомится с  героинями, привыкает к ним и начинает понимать, что происходит в семье до самого главного события.  По законам детективного жанра, чтобы не потерять зрителя надо применять темповые ритмические приемы, увеличивать скорость повествования. В связи с этим, немного изменен финал. Таким образом, публика будет вовлечена до конца спектакля  в весь процесс»,- сказал Вячеслав Виттих.

Режиссер добавил, что в обществе существует стереотип о том, что в женском коллективе все ссорятся и конфликтуют друг с другом, плетут интриги. Тем не менее, у актрис не было ни одного конфликта за все время работы над спектаклем. Все сплотились стали одной семьей, так как сложился женский круг. Исполнительницы ролей серьезно сконцентрировались на литературном материале, чтобы впоследствии заполнить все пространство сцены. 

Минимализм сценографического оформления, пластические номера со стульями и цветовая рафинированность декораций акцентируют внимание на завораживающей актерской игре. Градус напряжения в замкнутом пространстве усиливается и нарастает, когда выясняется, что хозяин дома убит в своем кабинете, двери поместья закрыты, телефонные провода перерезаны, а собаки отравлены во дворе.

Бабушка, которую сыграла Людмила Крючкова виртуозно обманывает и легко манипулирует домочадцами, сидя в инвалидной коляске. Свои «скелеты в шкафу», связанные с мужчинами, бережно хранят супруга Марселя Габби и сестра покойника Пьеретта в исполнении Светланы Фортуны и Полины Харламовой. Кардинально противоположные образы экстравагантных сестер Сюзон и Катрин создали Анастасия Понеделкова и Эльмира Фатыхова.  Огюстина в интерпретации Маргариты Мухаметдиевой,  защищаясь, рассказывает окружающим  семейные секреты, тщательно скрываемые от посторонних людей. Луиза и Шанель в исполнении Ларисы Лебедевой и Оксаны Бойко по-разному прислуживают хозяевам дома верой и правдой.

Актриса Светлана Фортуна рассказала, что на репетициях вспоминала о знакомых расчетливых, меркантильных женщинах и литературных героинях и шаг за шагом тренировалась держать холодный взгляд. По словам собеседницы, метод интриги заключается в том, чтобы каждая из актрис играла так, чтобы ее подозревали в совершении преступления.

 «Габби не получается наладить семейные отношения, потому что ее не научили родители. У нее была такая семья, поэтому она передает своим дочерям свой опыт и знания. Она им п только тот опыт и те знания, которыми сама обладает. Может быть, им немного больше повезет, потому что они дети другого поколения. Габби искалечена своими родителями и обществом с низкими моральными ценностями»,- пояснила актриса Светлана Фортуна.

Молодая актриса Эльмира Фатыхова отметила, что на репетициях режиссер предоставил артистам полную творческую свободу. Чтобы создать образ Катрин, дебютанка наблюдала за подростками, много читала и анализировала информацию об особенностях пубертатного периода и женской психологии.

«Катрин – добродушная эмоциональная шестнадцатилетняя девочка, которая выражает протест из-за недостатка  родительской любви и внимания. Для нее важно докопаться до правды, чтобы воссторжествовала справедливость. Девушка в силу юношеского максимализма не задумывается о том, выдержит ли отец такие откровения»,- сказала она.

В общем, спектакль «Восемь любящих женщин» заставляет задуматься о том, что общество деморализовано и разрушено в духовном контексте, поэтому необходимо сохранять и восстанавливать духовные ценности.