ВАП выявила нарушения на 278 млрд тенге в сфере господдержки бизнеса
В Казахстане завершился аудит эффективности оказания мер государственной поддержки субъектам предпринимательства. Ключевые выводы проверки озвучил председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса РК, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу Мажилиса Парламента РК.
Как отметил Алихан Смаилов, сегодня в республике действует множество мер, механизмов и операторов, в которых обычному предпринимателю трудно разобраться. При этом до сих пор нет централизованной информационной платформы, охватывающей все виды поддержки – от подачи заявки до оценки эффектов.
По расчетам аудита, данные Миннацэкономики по объемам поддержки занижены минимум в 2 раза. Так, оценочно, без учета налоговых льгот и преференций, за 6 лет государство поддержало предпринимателей на 4,5 трлн тенге. 90% средств приходится на 5 инструментов: субсидирование расходов и ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг.
В сентябре 2024 года Глава государства поручил провести ревизию всех мер поддержки. Министерство сформировало Единый реестр, разработало методики оценки эффективности. Но аудит показал, что Реестр недостаточно качественный: он не охватывает всех мер поддержки, предусмотренных Предпринимательским кодексом, и содержит неактуальные меры.
В целом единой методологии оценки эффекта мер по-прежнему нет: у Миннацэкономики одни подходы, у отраслевых органов другие. Понятия социального и экономического эффекта размыты. Неясно, как их считать, за какой период и как связать результат с конкретной мерой поддержки.
«В особенности, когда субъект бизнеса хронически финансируется из госбюджета и получает до 19 мер поддержки из разных источников. Поэтому они продолжают действовать по инерции. Акцент в оценке эффективности смещен на количественные показатели, ограничиваясь рабочими местами и налогами. Реальные эффекты для экономики в виде роста объема производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости бизнеса не отслеживаются», — подчеркнул председатель ВАП.
По оценке аудита, сервис «Baqylauda» далек от того, чтобы стать цифровой платформой для мер господдержки: его статус законодательно не закреплен, не все операторы и госорганы вносят свои сведения, он также содержит неверифицированные данные.
Разрозненная система господдержки также привела к множеству операторов: для субсидирования, экспортного финансирования, консультаций и т.д. Стоимость их услуг определяется произвольно, без учета реальных трудозатрат, а качество работы не оценивается.
Кроме того, из-за слабой межведомственной координации некоторые операторы начали устанавливать собственные правила: требовать у бизнеса лишние документы, нарушать принципы равного и прозрачного доступа к господдержке.
Председатель ВАП привел несколько примеров.
Так, по инструменту «Мен кәсіпкер» в отношении отдельных субъектов НПП «Атамекен» ограничивается консультациями, а кому-то дополнительно проводятся выставки, бизнес-обучение и разработка бизнес-плана.
К инструменту «Деловые связи» НПП «Атамекен» допускались лица, которые не подпадали под критерии отбора и должны были быть отклонены.
«Для отдельных компаний господдержка оказывалась при низком кредитном рейтинге, хотя для большинства это было ограничением. В поддержку не редко попадали проекты, не соответствующие условиям льготного финансирования. Это все вкупе сужает доступность мер для широкого круга предпринимателей», — отметил Алихан Смаилов.
По объемам поддержки у аудиторов тоже есть вопросы. Проверка выявила завышение финансирования по ряду проектов, где расходы подгонялись под сумму льготного кредита. Формально документы есть и кредиты погашаются, но средства могли пойти на другие проекты.
По одному проекту из-за неверных расчетов 20 млрд тенге были не освоены и аннулированы. Также зафиксированы выплаты дивидендов собственникам в период господдержки: ограничений здесь нет, но суммы, превышающие объем поддержки, вызывают вопросы. Кроме того, выявлены факты долгого доведения средств.
«К получателям мер господдержки должны устанавливаться встречные обязательства. В случае их невыполнения деньги подлежат возврату. Однако они не всегда предусматривались. В результате в Павлодаре подведены инженерные сети на 2,4 млрд тенге к заводу, которого фактически нет», — сообщил председатель ВАП.
В отдельных случаях устанавливались легкодостижимые обязательства.
Что касается СПК, они создавались как региональные институты развития и связующее звено между государством и бизнесом, но фактически были отвлечены на несвойственные функции из-за отсутствия системной координации и стратегического управления.
Как отметил Алихан Смаилов, у СПК нет четких целей, единых ориентиров и понятной модели развития. Их вклад в предпринимательство сводится к льготному кредитованию, хотя СПК не являются финансовыми организациями: эта деятельность не закреплена в уставе и законе, и фактически они оказались вне надзора.
«Такой подход ограничивает конкурентную среду и не формирует устойчивые экономические результаты. Несмотря на переданные госактивы и регулярную финансовую поддержку, большинство СПК остаются убыточными», — указал председатель ВАП.
Завершая выступление, он сообщил, что, согласно оценке ВАП, рост налоговых поступлений зафиксирован в 64% проектов с финансовой господдержкой, но не всегда за счет самих мер. В ряде случаев производство не запущено, оборудование не используется, а налоги растут за счет ранее налаженного бизнеса. При этом эффект нефинансовых мер не рассчитывается и не отслеживается, хотя их стоимость для государства в разы выше рыночных аналогов.
«В целом на 1 тенге господдержки в основном приходится менее 1 тенге уплаченных налогов», — подчеркнул Алихан Смаилов.
По итогам проверок в совокупности выявлены:
- финансовые нарушения на 13 млрд тенге;
- факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств – на 133 млрд тенге;
- а также искажения финансовой отчетности – на 132 млрд тенге.
- 14 материалов будут переданы в правоохранительные органы.
- 105 материалов направлено для привлечения к административной ответственности.
По каждому выявленному недостатку даны конкретные поручения и рекомендации. Их исполнение будет находиться у ВАП на контроле.
Ранее аудит выявил нарушения на 566 млн тенге в Центре электронных финансов.