Герои столицы

Принцип «тихого добра» не дает волонтерству выйти на новый уровень – эксперт

В Казахстане последнее десятилетие большое внимание уделяется волонтерству. Более того, 2020 год стал Годом волонтера, тем самым, приковав внимание и средства из госбюджета на развитие волонтерских инициатив. На сегодня в стране действует более 3,3 тыс. волонтёрских организаций, в составе которых свыше 48 тыс. участников. Волонтёры успели запустить более 1 тыс. проектов. По информации аналитиков Ranking.kz, в тройку лидеров по волонтерской активности вошли: г. Нур-Султан - 315 проектов, Алматы-116 проектов и Восточно-Казахстанская область - 81 проект. На ТОП-3 регионов пришлась половина всех волонтёрских проектов в стране. На развитие волонтерства в нашей стране влияют различные факторы: с одной стороны, о положительных изменениях в этой области говорит рост социальной и гражданской активности населения, институционализация некоммерческого сектора. С другой стороны, политика государства в области развития благотворительности оказывает большое влияние на формирование доверия у населения к благотворительным организациям и на развитие всего сектора. Благотворительным организациям и волонтерским штабам для привлечения внимания к своей деятельности необходимо освещать проделанную работу, что, казалось бы, должно положительно влиять на население, призывать к добрым поступкам, но открытая, добровольная деятельность не всегда приветствуется. Некоторые казахстанцы считают, что добрые дела нужно делать тихо. Руководитель отдела по развитию волонтерского движения КГУ "Астана жастары" акимата города Нур-Султан, заместитель председателя городского штаба волонтеров Эльвира Есмуханова считает, что добрые поступки, которые освещаются с помощью медиаплатформ, наоборот направлены на то, чтобы вдохновлять людей следовать примеру волонтеров, участвовать в социальной жизни друг друга. По ее словам, принцип «добрые дела нужно делать тихо» не мешает волонтерам продолжать свою деятельность открыто, но, при этом, не дает волонтерству выйти на более высокий уровень.

«Чем больше мы открыто говорим о добрых делах, тем больше людей принимают в этом участие. Подрастающее поколение могут перенять этот образ жизни. Когда это поколение достигнет определенного профессионального успеха, социального статуса, оно будет нацелено на общество. Чем больше происходит добрых дел, о которых говорят, тем больше мы начинаем задумываться, почему у нас есть те или иные проблемы в обществе. К примеру, почему пожилые люди остаются одни? Может взрослому поколению необходимо изменить подход в воспитании детей. Почему одни и те же семьи постоянно обращаются за материальной помощью? Может есть необходимость давать им «удочки для ловли рыбы», а продуктовые корзины не решат эти проблемы? К слову, общество при помощи добрых поступков может сообща решать эти проблемы», - говорит Эльвира Есмуханова.

Вместе с тем, бывают случаи, когда благополучатели не желают сами распространятся о своей проблеме и об оказанной помощи. Тут, по словам волонтера, работает девиз: «Не навреди». Негативная реакция людей на освещение добрых поступков на сегодняшний день – нормальное явление, так как идет перестройка общества, считает Эльвира Есмуханова.

«Общество перестраивается и меняются внутренние ценности. Необходимо определенное время чтобы понять и принять ту или иную точку зрения или не принимать, но уже не реагировать. К примеру, медийная личность, которая совершает добрые поступки чаще получает отклик в зависимости от отношения людей конкретно к ней. Бывает, что человек сделал большое дело, рассказал об этом в медиапространстве, но у людей свое видение ситуации. Если людям тот или иной человек не нравится, то никакие его положительные поступки не будут замечены», - пояснила она.

Отмечается, что с начала этого года столичный волонтерский штаб оказал помощь более 7 тыс. семьям в виде продуктовых корзин, уборки снега, правовой помощи и так далее.