Герои столицы

Проблемы женского лидерства в стране изучила профессор Назарбаев Университета

Для этого американский эксперт применила теорию исследователей из США Эми Дейл и Лиэнн Дзюбински, которые в 2016 году определили три вида уровней гендерных барьеров - макро, мезо и микро.

Макроуровень это:

а) социально-культурные ограничения выбора женщин (выбор образования и карьеры);

б) гендерные стереотипы в обществе (чрезмерно упрощенные обобщения о женщинах);

Мезоуровень это: дискриминация (косвенная или явная дискриминация, препятствование на основе пола);

Микроуровень это: конфликт между рабочими и семейными обязанностями (отсутствие баланса между работой и семьей).

«Будучи преподавателем по гендерным коммуникациям, я не хотела просто объяснять своим студентам, что такое гендер и каковы его принципы, если они не смогут применить эти знания в действительности, когда пойдут работать в казахстанские компании. Так родился мой исследовательский интерес. Ведь я живу в Казахстане более 10 лет, но мне до сих пор неизвестно, как все обстоит в компаниях изнутри, так как я работаю в очень интернациональном вузе. Оттого главная цель проекта – понять, существуют ли здесь барьеры, которые мешают женщинам занимать руководящие посты; если есть, то какие они. Определение барьеров поможет понять, как и куда двигаться дальше» - объясняет профессор Назарбаев Университета.

Предварительные данные, полученные в ходе интервью с женщинами-руководителями среднего и исполнительного звена, демонстрируют, что в Казахстане они сталкиваются с барьерами на всех вышеуказанных уровнях.

Так, на макроуровне женщины не всегда имеют возможность самостоятельно выбрать профессию или программу для обучения. Кроме того, они часто сталкиваются со стереотипами советских времен, например, что «все работоспособные женщины должны работать».

На мезо-уровне казахстанки часто подвергаются дискриминации на основе гендера при процессе трудоустройства. Незамужние и бездетные девушки от 20 до 30 лет попадают в особую зону риска. А фаворитизм к найму мужчин на эти же роли довольно очевиден и не скрывается рекрутерами. Сюда же относится разный уровень оплаты труда, несмотря на идентичный объем работы.

Наконец, на микроуровне, который подразумевает трудности женщин в попытке соблюсти баланс между рабочими и семейными обязанностями, именно женщины вынуждены выбирать семью. По мнению Льюис, пандемия COVID-19 усугубила проблему, т.к. оба супруга работают из дома, но именно женщине приходится чаще отвлекаться на детей.

«Я думаю, что через два года мы увидим первые результаты работы из дома, где меньше женщин получат продвижение по карьере за этот период времени, потому что у них меньше проделанной работы. Им приходилось развлекать детей и было невозможно успевать все сразу. А ведь люди продвигаются по службе только на основе проделанной работы», - добавляет Льюис.

При этом, исследуя гендерные барьеры микро-уровня, ученый обнаружила выгодное преимущество казахстанских женщин – это возможность оставлять детей на воспитание родителям, что в какой-то мере, помогает казахстанкам обрести баланс, не лишая себя успешной карьеры в угоду семьи.

Отметим, что окончательные результаты исследования профессора Дженифер Льюис на тему «Гендерные барьеры на пути продвижения по службе, с которыми сталкиваются казахстанские женщины-руководители» будут представлены после восстановления эпидемиологической ситуации в стране.