Лучше медленно, но верно: С чего начать сортировку бытовых отходов, рассказала экотренер
- Моя экологическая деятельность началась неожиданно, а именно через мою дочь. Мы дома начали раздельный сбор отходов, практиковались около месяца. Затем мы поделились своей инициативой со школьным учителем, чему она была очень рада. Позже учитель предложила нам поучаствовать в школьном экологическом конкурсе. Этот конкурс и дал тот самый старт. Затем мы участвовали в городских, республиканских, международных конкурсах. За время прохождения конкурсов у нас накопились знания в области бытовой экологии, которые касаются каждого человека. Мы приняли решение, что будем проводить мастер-классы. Приглашения и результаты мастер-классов я публиковала на своей странице в Instagram. [caption id="attachment_52179" align="aligncenter" width="640"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption] [caption id="attachment_52182" align="aligncenter" width="640"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption] -Всё-таки, почему вы решили стать именно экотренером и обучать других людей? - На определенном этапе я поняла, что моя деятельность переросла во что-то большее, и решила поступить в школу экотренеров «Зеленый драйвер» в Санкт-Петербурге. Это одна из лучших школ экологической направленности по СНГ. В школе я обучалась 9 месяцев. Сейчас я, как экотренер, уже преподаю. Мы очень тесно сотрудничаем с Центром модернизации образования, экологическими организациями. В этом году Президент акцентировал внимание на экологическом воспитании. Для начала были введены экологические часы. В связи с этим с сентября по октябрь мы проводили мастер-классы для педагогов Нур-Султана онлайн. [caption id="attachment_52180" align="aligncenter" width="636"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption] -Чему конкретно вы обучали педагогов на мастер-классах? - В интернете сейчас достаточно много информации, но когда ты новичок, то начинаешь в этом «плавать». Мы для педагогов предоставляли пошаговую информацию, алгоритмы четких действий в бытовой экокультуре, чтобы потом они могли передать эти знания детям посредством экологических часов. Мы специально расписали поэтапный план. Несмотря на то, что педагоги уже взрослые люди, нужно понимать, что должна быть усвояемость материала. Многие думают, зачем мне нужно знать виды пластика. Сейчас, если мы пойдем в любой магазин, множество продуктов на витринах в пластиковых тарах. К сожалению, не все виды пластика могут быть безопасными, не говоря уже о том, что он не весь перерабатывается. Исходя из этих знаний, при походе в магазин люди будут знать, какая маркировка, какие виды пластика безопасны. То есть в дальнейшем будет выстроен весь этот процесс покупки и экономии средств. Таким образом, повышается экологическая грамотность у населения. [caption id="attachment_52181" align="aligncenter" width="639"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption] - Говоря о пошаговом плане в бытовой экокультуре, есть ли четкий алгоритм для новичков именно по сортировке мусора в домашних условиях? С чего необходимо начать? - Сначала я всегда советую организовать комфортную для себя систему. Некоторые экотренеры советуют сначала собирать макулатуру, пластик, я же выстраиваю такую систему, чтобы через какое-то время вы не устали и не забросили это дело. Тем более, учитывая, что у всех жилищные пространства разные, каждый человек должен исходить из своих жилищных особенностей. Давать общую характеристику довольно сложно. Я беру стандарт именно для нашего города, так как РСО(раздельный сбор отходов –прим.корр.) везде разный. Благо у нас есть желтые и зеленые контейнеры, которыми мы можем воспользоваться. К примеру, в Алматы такого нет. Для начала нужно завести второе мусорное ведро, если же нет ведра, то поставить коробку для вторсырья или пакет, так как вторсырье - само по себе сухая фракция. Второй этап – подписать ведра. В одно ведро вы можете складывать то, что не перерабатывается: пищевой мусор, личная гигиена, зеркала, керамическая посуда, дерево. Во второе ведро либо коробку (неважно что у вас будет) складывать вторсырье: пластик, бумагу, стекло, металл и мелкую технику (зарядки, шнуры и т.д). То, что не подлежит переработке, складывается в зеленый контейнер, в желтый – вторсырье. Такая система как раз-таки позволяет снизить нагрузку на мусоросортировочный комплекс. Кроме того, весь процесс сортировки можно сделать в виде level игры для своих детей. То есть сначала базовый этап – желтые и зеленые контейнеры. Следующий этап - ознакомиться с пунктами приема. С месторасположением пунктов можно ознакомиться в приложении Есocity. Я также рекомендую всегда созвониться с пунктами приемов, так как часто информация о них меняется. После корректируем свою систему РСО. Например, смотрим, какое вторсырье принимает этот пункт приема и затачиваем свою систему РСО. Тут нужно понимать, что с макулатурой все понятно, но с пластиком все сложнее. У меня также два контейнера под раковиной. На балконе есть шкафчик, где стоит полка, и я там в бумажных пакетах, чтобы их не выкидывать, складываю под разными маркировками пластик, макулатуру, алюминиевые банки. Таким образом у меня собираются все 15 фракций, но опять-таки это уже на продвинутом этапе. На начальном этапе достаточно разобраться с желто-зелеными контейнерами. Зачастую 99% людей посмотрят большое количество информации в интернете и без пошагового алгоритма пытаются взяться за всё сразу. После практики с контейнерами, можно расширять фракции постепенно. Тут срабатывает вариант – медленно, но верно. [caption id="attachment_52178" align="aligncenter" width="854"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption] - Сейчас в Казахстане экологическому просвещению стали уделять больше внимания. Это можно заметить по участившимся экологическим челленджам, тренингам, субботникам и в целом экологическим инициативам. Как вы считаете, увеличилось ли количество примкнувших к раздельному сбору отходов? - За два года значительно увеличился процент людей, которые сортируют мусор, но большая часть либо не ознакомлены с информацией, либо им просто лень. Мы с другими экоактивистами и экотренерам побывали на мусоросортировочном комплексе. На этом комплексе люди вручную отсортировывают отходы, но вы же понимаете, какие запахи там. Если бы каждый житель нашего города постоял там и сортировал, то может быть эта проблема решилась бы намного быстрее. На сам комплекс поступает ежедневно около 1 000 тонн, из которых раздельно отсортированы не более 10%. - Какие механизмы необходимо применить, чтобы вовлечь большее количество людей в экологический стиль жизни? - Здесь должен быть комплексный подход. Ко мне на мастер-классы приходят люди и говорят, что вот государство должно сделать то и это, но если мы рассчитываем только на такую позицию, нам придется достаточно долго ждать, потому что наряду с экологическими проблемами есть и другие, рассматриваемые государством. Мы должны, в первую очередь, взять инициативу в свои руки и делать что-то во благо страны. В конце концов вы делаете это не для кого-то, а для себя, для будущего своих детей. Конечно, этому нужно учиться. Когда люди начинают больше узнавать об отходах, о последствиях, у них нарабатывается другой стиль поведения. Тут уже совесть не позволяет выбросить полиэтиленовый пакет вместе с пищевыми отходами. Такой стиль поведения должен закрепляться с детского сада и школы. На мастер-классах со студентами стало понятно, что они воспринимают тяжелее эту информацию. К примеру, в Японии ребенку не придет в голову выбросить бумагу в другой отсек, контейнер, то есть настолько дети уже впитали такой образ жизни. Мы хотим добиться таких же результатов. Работая с населением, я замечаю, что именно дети легко подхватывают. Многие из школьников говорят, что, приходя домой, рассказывая родителям о своих инициативах после наших экочасов, они сталкиваются с непониманием, равнодушием. Возможно, у родителей голова забита другими проблемами, вопросами, поэтому такие инициативы остаются незамеченными. Но я считаю, что такая модель поведения не совсем правильная. Таким образом, мы обрубаем «крылья» нашим детям. - В этом году вы стали экоамбассадором Министерства экологии,геологии и природных ресурсов. Это звание дает вам какое-то преимущество или помощь в вашей деятельности? -В феврале этого года министр экологии собрал экоактивистов из разных городов Казахстана, были выбраны экоамбассадоры. Это звание больше как продвижение инициатив министерства. Министерство хочет показать, что готово сотрудничать с экоактивистами, экологическими организациями. [caption id="attachment_52188" align="aligncenter" width="638"] Фото: Мариям Касымова/Instagram[/caption]