Перенос столицы: Как в главном городе страны развивалось балетное искусство
Турсынбек Нуркалиев двадцать лет назад возглавлял балетную труппу в столичном Национальном театре оперы и балета имени К. Байсеитовой. Он приехал развивать театральное искусство в новой казахстанской столице в 2000 году по приглашению заместителя акима города Астаны Толегена Мухамеджанова. Глава государства Нурсултан Назарбаев тогда поставил перед деятелями культуры амбициозную цель — развивать в Астане оперное и балетное искусство. В городе впервые появился театр оперы и балета имени К. Байсеитовой. Поэтому создавать приходилось с нуля, предстояло проделать очень тяжелую и кропотливую работу. Как руководитель балетной труппы, Турсынбек Нуркалиев работал над тем, чтобы сформировать в новом коллективе единый командный дух и добиваться качественного результата. Собеседник вспоминает, что старался не только подпитывать духовной пищей зрителей, но и воспитывать труппу, чтобы она могла достойно показать свой профессионализм. «Когда приехали выпускники алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева сюда, то иногда казалось, что они не совсем правильно понимают поставленные перед ними сложные задачи. Как руководителю, мне было непросто собрать их вместе, объединить в единый творческий коллектив, пришлось создавать фундамент балетного искусства. Именно с таких артистов, как Гульфайрус Курмангожаева, Таир Гатауов, Жандос Аубакиров, Анель Рустемова, Рустем Сейтбеков, Мадина Басбаева, Айгерим Бекетаева, Татьяна Тен, начиналась история театра оперы и балета имени К. Байсеитовой. Хотя можно было пойти другим путем, пригласить солистов из алматинского Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. В этом случае, возможно, было бы проще ставить спектакли и объявлять, что выступает столичный театр. Но мы решили здесь создавать с нуля новый творческий коллектив», — говорит он. Здание театра оперы и балета имени К. Байсеитовой раньше являлось Дворцом железнодорожников. Затем к нему достроили помещение для хорового и балетного классов. По словам Турсынбека Нуркалиева, чтобы попасть в репетиционный зал, надо было пройти десять метров через так называемый стеклянный туннель. Когда артистам нужно было репетировать, они пробегали пулей этот отрезок, так как эта часть здания не отапливалась. Но позже все привыкли к холодной погоде. Никто не жаловался, потому что все понимали, что делают общее дело. К молодым артистам постепенно пришло осознание того, что они на своем месте и выбрали правильный путь. В самом начале в репертуар балетной труппы оперного театра имени К. Байсеитовой входили три постановки классических оперных и балетных спектаклей, таких как «Лебединое озеро», «Биржан — Сара» и «Травиата». Турсынбек Нуркалиев вместе с супругой, заслуженным деятелем Казахстана Галией БУРИБАЕВОЙ и молодым педагогом-репетитором Дамирой ЗАЙНУЛИНОЙ ежедневно трудились над балетными постановками, не выходя из репетиционного зала с раннего утра и до позднего вечера. Рядом с театром была столовая, где артисты перекусывали, затем возвращались и в гримерках ожидали вечерней репетиции. «Когда мы только приехали сюда из Алматы, на улице было почти 47 градусов мороза, вход в театр был завален снегом. В храме искусств практически отсутствовали бытовые условия, на 60 человек выделялось пять гримерок. Балетный зал был очень холодным, приходилось просить электриков установить обогреватели. Но никогда не жаловались. Общежитие находилось в десяти минутах ходьбы от театра. Первые годы здесь не была развита сфера услуг. Но театральная культура постепенно прививается. На наших первых спектаклях во время представления зрители сидели в верхней одежде и головных уборах. Через несколько лет публика уже приходила в красивых нарядах, люди стали специально одеваться для театра. Мы доказали, что можно сделать так, чтобы люди наслаждались балетом, слушали оперу, симфонический оркестр. С течением времени стал заметен профессиональный рост наших артистов. Они аккумулировались в столице, а театр стал для них вторым домом», — рассказывает Турсынбек Нуркалиев. Чтобы в полной мере объективно оценить возросшее профессиональное мастерство танцовщиков с независимой стороны, из-за рубежа Турсынбек Нуркалиев приглашал российских педагогов-репетиторов, таких как известный танцовщик из Санкт-Петербурга Сергей ВИХАРЕВ, который прекрасно разбирается в старинной хореографии. В течение месяца российский балетмейстер репетировал с труппой и поставил балеты «Шопениана», «Карнавал», а также номер «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Как отметил собеседник, изначально Сергей Вихарев отнесся к этой затее скептически, но потом его мнение кардинально изменилось. «Каждый год надо было пополнять труппу, поэтому я ежегодно ездил в алматинское хореографическое училище имени А.В.Селезнева, смотрел на выпускников. Самые перспективные в то время уходили в алматинский театр. Я выбирал тех, кто остался. Сегодня многие смеются и не верят этим словам. Но в период становления нашей труппы мне, как руководителю, нужны были любые артисты. В частности, совместно с главным балетмейстером Башкирского театра оперы и балета при постановке балета «Дон Кихот» мы задействовали большую часть труппы, использовали разные типажи артистов и даже специально под них придумали отдельные персонажи», — продолжил он. Как утверждает Турсынбек Нуркалиев, в 2005 году произошло знаменательное событие: балетная труппа молодого столичного театра оперы и балета имени К. Байсеитовой решила показать спектакль «Коппелия» в постановке С. Вихарева в Алматы. Артисты сильно волновались, когда узнали, что педагоги хореографического училища имени А.В. Селезнева пришли посмотреть на своих воспитанников и увидеть результаты пятилетнего труда. После просмотра балета зал взорвался аплодисментами, публика устроила овацию. Это и было настоящее профессиональное признание. Позже выпускники сами стали интересоваться тем, как можно устроиться служить в театр оперы и балета имени К. Байсеитовой. «В общей сложности за десять лет в театре мы поставили около 30 балетных спектаклей, таких как «Коппелия», «Баядерка», которую представляли на гастролях в Италии, «Щелкунчик». Мы ежедневно занимались, чтобы балетная труппа хорошо танцевала, привносила красоту и изящество. С солистами надо было скрупулезно работать, выкладываться по полной на репетициях. Приходилось применять метод кнута и пряника. Если в Алматы на сцене трудились народные артисты, то у нас — юные. Мы подготовили целый пласт абсолютно новых артистов. Сегодня они с блеском и легкостью исполняют спектакли, но это мастерство приходилось долгое время оттачивать. Все они стали звездами, но надо было увидеть в них артистов, раскрыть их творческий потенциал, создать сплоченный коллектив. В общем, это были не зря потраченные годы, так как нам удалось осуществить задуманное. Я бесконечно радуюсь за наших танцовщиков, поскольку плоды нашей работы очевидны. Сейчас в труппе театра девять заслуженных деятелей, 25 лауреатов международных конкурсов. У каждого из них свое амплуа, которое завораживает и притягивает публику. Таким образом создавалась труппа, которая сегодня представляет национальный классический балет Казахстана. Благодаря заботе и вниманию государства, Министерства культуры и спорта РК балетное искусство Казахстана развивается быстрыми темпами. С нашим театром работают мировые знаменитости, такие как лучший сценограф современности Эцио Фриджерио, обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино, легендарный хореограф Юрий Григорович и многие другие прославленные личности», — отметил Турсынбек Нуркалиев.
Дана Аменова