Герои столицы

Я люблю тебя, жизнь: Олжасу Сулейменову исполнилось 85 лет

В 60-е годы мир потрясла новая культура – были сброшены оковы тоталитаризма и отмерших порядков. Именно в этот период творили люди, которые изменили ход истории, чьи имена и произведения до сих пор на слуху: Феллини, Антониони, Айманов, Гайдай – это кино. Боб Дилан, "Битлз", Дженис Джоплин – это музыка. А какое блистательное созвездие талантов представила литература! "Шестидесятники" - это Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, и, конечно, Олжас Сулейменов.

Сегодня нам трудно такое представить, но в 60-е годы поэты были кем-то вроде современных "звезд" – конечно, ради них люди собирались целыми стадионами, чтобы услышать бессмертные строки, такие как:

Это – строки из поэмы Сулейменова "Земля, поклонись человеку", которую он написал, восхваляя подвиг Юрия Гагарина, полетевшего в 1961 году в космос. Свою поэму Олжас Сулейменов потом прочитает не только в Советском Союзе, но и в Колумбийском университете, и в Сорбонне.

И все-таки неверным было говорить только о литературной деятельности Олжаса Сулейменова – важно помнить о его неоценимой роли в завершении испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Не возьмись за это дело поэт, кто знает, как долго бы еще доходил до людей весь ужас ситуации и бесчеловечность испытаний, лишенных даже намека на созидание – того, что поэты считают самым важным в человеке, тем, что отличает его от животного. Художник Амандос Аканаев не мог пройти мимо фигуры главного казахстанского поэта современности, и в 1981 году создает триптих – некий промежуточный итог деятельности Олжаса Сулейменова. Обратите внимание, как выделена центральная фигура картины – есть что-то общее с работами художников барокко, особенно – великого Рембрандта, с которым Аканаев и спорит в своей картине, придавая центральному герою экспрессивные черты, не давая ему застыть в хрестоматийно-библейской позе. За Олжасом Сулейменовым мы можем увидеть героев его стихотворений и  выступлений – здесь и космонавт, и исписанные листы бумаги, и измученные испытаниями люди. Изможденные и уставшие, они сидят за тем, кто стал их последней надеждой – человеком, который знает, что и одно слово способно спасти человечество. Можно и по-другому интерпретировать картину – да, поэт защищает немощных людей, но в то же время он гневно обращается к нам – как же мы допустили такое друг с другом? Словно для усиления эффекта гневного обращения, Аканаев поставил Сулейменова у микрофона, и здесь мы вспоминаем еще одного великого поэта – Высоцкого.