Экономика

«Сильные регионы – драйвер развития страны»: в МИИР РК рассказали о ходе реализации нацпроекта

Данный проект был запущен в 2021 году. Стоит отметить, что он объединил в себе несколько государственных программ по жилищно-коммунальному и инфраструктурному развитию. Это позволило ускорить их выполнение, так как в рамках национального проекта они получают приоритет в бюджетном финансировании. 

Необходимость в масштабных мерах по улучшению инфраструктуры регионов обуславливалась несколькими факторами. Например, к 2021 году более 1 миллиона казахстанцев нуждались в более качественной питьевой воде, в 53 городах требовалась модернизация и строительство канализационно-очистных сооружений. Также требовали решения острые вопросы обустройства окраин крупных городов, реконструкция ливневой канализации, реновации «старых кварталов» и сноса аварийного (ветхого) жилья. Кроме того, ощутимым препятствием для роста экономики стала слабая транспортная инфраструктура.  

В связи с этим было принято решение реализовывать Национальный проект по двум направлениям:
- Равный доступ к базовым услугам
- Обеспечение транспортной связанности
Первое направление проекта предусматривает комплексное развитие инфраструктуры и повышение доступности качественного и комфортного жилья. 

Для второй задачи – повышения доступности качественного жилья – была разработана программа «Жайлы тұрғын үй». В рамках нее планируется предоставить меры поддержки 56 460 гражданам из целевых групп в виде субсидий, льготных займов, арендного и кредитного жилья. 

Стоит отметить, что работа по исполнению Национального проекта ведется и в столице. Жители, проживающие на окраинах Астаны, ожидают завершения 18 проектов на 15,8 млрд тенге. Они предназначены для инженерных сетей и социальных объектов. В списке объектов два детских сада по 280 мест; две школы по 1 200 мест; Центр ПМСП; поликлиника; сети водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и новые дороги. 

Меняется жизнь и в селах Акмолинской области. В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в 17 селах появятся новые спортивно-игровые площадки. Более тридцати сел улучшат улично-дорожную сеть. Капитально обновятся объекты культуры и спорта. В перечне проектов новые сети водоснабжения и электроснабжения. 

В целом, к 2025 году планируется достичь сокращения износа инженерных сетей с 55% до 47%, полного обеспечения регионов питьевой водой и 100% очистки сточных вод в городах и селах.

Второе направление Нацпроекта нацелено на обеспечение транспортной связанности.
Данное направление включает 2 задачи:
– развитие внутренней транспортной сети;
– повышение внешней связанности территорий.

Развитие внутренней транспортной сети планируется обеспечить за счет строительства и реконструкции 11 тыс. км дорог республиканского значения и 27 тыс. км местных дорог.

В результате выполненные за прошедший год работы позволили увеличить долю дорог в нормативном состоянии до 91% по республиканской сети, и 85% по местной сети министерства.

Добавим, что в рамках национального проекта также будет проведена реконструкция дорог в Акмолинской области, в частности в Степногорске и Акколе.

Для повышения внешней связанности территорий также запланирован ряд крупных проектов.

По словам собеседника, за счет реализации проектов по развитию транспортной сети будет создано более 396.090 тысяч рабочих мест. 

В целом, укрепление внутренней инфраструктурной связанности между регионами и внутри регионов позволит обеспечить следующие позиции Казахстана в глобальном рейтинге:
- с 62 до 49 по конкурентоспособности ВЭФ по показателю «Инфраструктура»;
- с 71 до 50 в рейтинге Всемирного банка по показателю «Эффективность логистики» (LPI).

Стоит отметить, что в 2022 году на реализацию национального проекта было запланировано 1,8 триллиона тенге, из них внебюджетные средства – 709 миллиардов. При этом на 1 августа текущего года было освоено 528 миллиардов тенге, или 30%.

Дана Амангельды