Экономика

Супермаркеты, базары и рынки: где казахстанцы предпочитают совершать покупки

Согласно данным ranking.kz, за январь–сентябрь текущего года показатель составил 10,6 трлн тг – на 15,7% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в стоимостном выражении, и на 1,4% – в физическом объеме. Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли пришелся на Алматы (32,0%), Астану (12,2%), а также на Карагандинскую (8,5%) и Восточно-Казахстанскую (6,2%) области.

За пять лет объем ритейла вырос на 70,2%. С развитием торговли и усовершенствованием процессов продажи и предоставления услуг в современном обществе нередко встает вопрос, где осуществлять покупки – в современных супермаркетах или на рынках.

Впрочем, сравнение качества обслуживания в супермаркетах и на рынках проводилось в рамках исследования Комитета по защите прав потребителей МТИ РК.

Однако важнее здесь даже не уровень удовлетворенности, а обратный показатель – степень неудовлетворенности потребителей. И здесь рынки РК вошли в десятку сфер-антилидеров по оценкам респондентов. Весьма не удовлетворены услугами рынков сразу 13,3% потребителей. В отдельных регионах показатели рынков ещё хуже: так, в Астане работу рынков оценили как неудовлетворительную 27,7% опрошенных, в Алматы – 23,1%, в Жамбылской области – 22,6%.

В деятельности рынков были отмечены такие проблемы, как несоответствие качества товара или услуги, а также отсутствие информации о товаре или предоставление продавцами недостоверных данных и прочее. Кроме того, было отмечено, что на рынках часто не выдаются фискальные чеки – это приводит к спорным моментам при защите прав потребителей. Напомним: невыдача чека контрольно-кассовой машины или выдача чека на неверную сумму влечёт за собой административную ответственность.

В целом потребители сталкиваются со следующими проблемами:
• несоблюдение санитарных норм;
• непредоставление фискального чека;
• оскорбительное поведение продавца;
• отказ в обмене (возврате) товара;
• несоответствие качества товара или услуги;
• прочее.

Тем временем супермаркеты ожидаемо вошли в тройку сфер с наиболее низким уровнем неудовлетворенности клиентов – это, по сути, показывает, что свой выбор казахстанцы уже сделали. У супермаркетов есть целый ряд плюсов для клиентов.